Хотели бы вы посещать интернет, где нет бесконечного мусорного контента и ложных ссылок, нет проблем с кибербезопасностью, нет надоедливых социальных сетей с многочисленными мошенниками и манипуляциями? Не говоря уже о тоннах рекламы. Когда-то интернет был именно таким. Его посещение становилось радостным событием, приключением и развлечением. Это уже давно не так.
Примерно до 1999 года проблем с конфиденциальностью в интернете не наблюдалось. Большинство пользователей и не думали о кибербезопасности. Подавляющая часть контента была бесплатной, было множество свободного программного обеспечения и приложений с открытым исходным кодом. Крупные технологические компании ещё не протянули свои щупальца по всей глобальной паутине. В те времена работа в интернете представляла собой развлечение. Вы могли спокойно переходить по ссылкам, преследуя свои интересы и развлекаясь. Сайты тогда были информативными и интересными, позволяя без забот узнавать много нового.
Шли годы, и работа за компьютером в интернете становилась не такой приятной. Появился новый вид интерактивных развлечений в виде социальных сетей, от которых слишком много людей стали зависимыми. Коммерциализация интернета нарушила конфиденциальность пользователей, и крупные технологические компании начали монетизировать собираемые данные о людях. Сейчас даже геймеры всё чаще говорят, что играть становится неинтересно.
В наши дни использование компьютера или смартфона требует многочисленных знаний. Многое нужно проверять, управлять и контролировать. Всё чаще нахождение за компьютером является не развлечением, а работой, даже если вы находитесь дома.
За минувшие пару десятилетий изменился ряд аспектов, из-за которых нахождение за компьютером и пребывание в интернете больше не приносят удовольствия:
Кибербезопасность. Защита от сетевых угроз является самым утомительным аспектом современной работы за компьютером. Прошла половина 2024 года, и за это время случилась крупнейшая утечка баз данных паролей, взлом американского оператора мобильной связи AT&T стал основой многочисленных атак на пользователей. Растёт количество мошенничества с применением искусственного интеллекта. Если у вас нет надёжного аппаратного брандмауэра, вы не устанавливаете последние программные обновления безопасности, не применяете менеджер паролей с уникальным сложным паролем для каждого аккаунта и двухфакторной аутентификацией, если вы бездумно переходите по ссылкам в сообщениях или на сайтах, рано или поздно ваши аккаунты или устройства могут взломать.
Качественный менеджер паролей может упростить задачу управления аккаунтами при наличии многофакторной аутентификации. И всё же вам придётся самому придумать логины для каждого аккаунта и управлять записями.
Поиск качественного контента. Настоящие журналистские статьи всё чаще являются платными, причём цены высокие. По крайней мере, это относится к западным изданиям. Среди них можно назвать такие популярные, как The New York Times, Washington Post, The Wall Street Journal, Financial Times, The Atlantic, Wired, Business Insider и Bloomberg. Те, кто не хочет платить, вместо качественных новостей получают контент с ошибками, который может быть создан с помощью генеративного искусственного интеллекта. Ещё вам на глаза может попадаться дезинформация с ошибками или намеренно вводящая в заблуждение.
Естественно, на создание качественного контента нужны средства. Рекламный рынок в интернете в последние годы чувствует себя не слишком хорошо, из-за чего многие уважаемые средства массовой информации прекратили существование. Компании вроде Google систематизировали онлайн-рекламу без учёта качества контента, тем самым манипулируя рынком.
Вред от социальных сетей. Доверие к социальным сетям вроде Twitter, Instagram, Facebook, в России ВКонтакте и Одноклассники, теряется на глазах. Ленты этих соцсетей настроены таким образом, что продвигают выгодный их владельцам контент. Объём спама в этих социальных сетях огромен. В прошлом году в статье The New Yorker говорилось о том, почему интернет перестал приносить удовольствие. Там сказано, что знакомые нам социальные сети, где люди читали посты других людей и публиковали свои, остались в прошлом.
Пропала радость от посещения интернета. Невозможно полностью доверять результатам поисковых запросов, гиперссылкам, чат-ботам, любому случайно попавшемуся на глаза контенту. Google и Яндекс монетизировали результаты поисковых запросов, продавая платное размещение и подменяя релевантность результатов в пользу своих рекламодателей. В интернете примерно 1997 года оставался академический вкус. Гиперссылки открывали путь к лучшему контенту, а не к рекламным материалам. Теперь продвижение без всяких этических норм является привычным делом.
В таком интернете мы находимся в настоящее время, страдая от проблем с кибербезопасностью, лишённые свободных социальных сетей, утопая в мусоре из мошеннического контента и навязчивой рекламы. Остаётся надеяться, что однажды наступит день, когда начнётся ренессанс интернета, а пока приходится мириться с пустыней реальности.