С обновлённой мобильной начинкой, подходящей для мощных ПК, процессоры Snapdragon X представляют собой интересный вариант как для любителей мобильных устройств, так и для почитателей ноутбуков. Удалось опробовать новый Microsoft Surface Laptop, оснащённый Snapdragon X Elite (1xE80100), и захотелось проверить, сможет ли этот чип справиться с AAA-играми.
Qualcomm не позиционирует платформу Snapdragon X как предназначенную для хардкорных геймеров. Её графический процессор Adreno X1 является интегрированным компонентом, с мощностью всего 3,8 TFLOPS. Это ставит его далеко позади дискретных мобильных видеокарт, не говоря уже о мощных картах настольных ПК. Вместо этого ПК с Copilot Plus рекламируются за свои возможности в области ИИ и время автономной работы. Тем не менее, интересно узнать, как проявит себя процессор с популярными играми вроде GTA V, Hitman 3, Crysis Remastered и The Witcher 3.
Прежде чем перейти к результатам тестирования, нужно кое что иметь в виду. Во-первых, все эти игры (и вообще всё, которые запускаются через Steam или другие лаунчеры) скомпилированы для процессоров x64 (AMD и Intel), а не для Arm (Snapdragon X). Это означает, что Windows на Arm незаметно запускает слой эмуляции Prism для запуска игр, что влечёт за собой снижение производительности. Давайте узнаем, насколько сильно.
Во-вторых, некоторые игры запускались с включённой по умолчанию функцией Windows «Automatic Super Resolution» (Auto SR). Эта новая функция эксклюзивна для ПК с Copilot Plus, используя возможности NPU для повышения производительности за счёт увеличения разрешения. Она снижает выходное разрешение на Surface Laptop до всего лишь 1152 x 768.
Игровые тесты Snapdragon X
Для начала в играх были выставлены средние настройки графики. В GTA V и Witcher 3 включено SSAO, но не сглаживание и трассировка лучей, ради увеличения количества кадров. Результаты ниже отслеживают минимальные и средние показатели кадров в секунду в тестовых приложениях этих игр (и довольно быстрый забег вокруг врагов в The Witcher 3). Сначала проведём тесты в родном разрешении Surface Laptop (2496 x 1664) или как можно ближе к этому разрешению в случае теста Crysis.
Как и следовало ожидать, результаты не впечатляют даже на средних настройках. Crysis в этом разрешении просто ломает Adreno X1 на части, со средней частотой кадров всего 19 кадров/с. Hitman чуть лучше, но всё равно тормозит. The Witcher 3 немного более играбельный, но слишком часто опускается ниже 30 кадров/с, чтобы играть было приятно. GTA V имеет гораздо более высокую среднюю частоту кадров, но игра превращается в слайд-шоу при использовании сложной физики. Очевидно, AMD и Nvidia не получили в лице Snapdragon X Elite конкурента.
На родных разрешениях частота кадров остаётся ниже 30 кадров/с, что вызывает головную боль при игре дольше нескольких минут. Однако у ПК с Copilot Plus есть козырь в рукаве — Auto SR. Это работает при очень низком разрешении, что немного отличается от конкурирующих технологий, которые обычно используются для вывода 4K. Очевидно, что низкое разрешение работает намного лучше, чем родное для дисплея. Все игры перепроверили на 1152 x 768 (или 720p, если этот вариант был доступен), а затем снова с включённой технологией увеличения разрешения, управляемой ИИ.
Итак, сможет ли Snapdragon X Elite запустить Crysis? К сожалению, функция суперразрешения Windows не поддерживает Crysis. Тем не менее, технически игра запускается и в среднем даёт 41 FPS на 720p, что уже неплохо. Конечно, придётся довольствоваться низкими настройками, если вы хотите получить что-то, приближающееся к плавной частоте кадров, но игра работает сносно на Snapdragon X Elite даже без поддержки Auto SR. Не так уж и плохо.
Другие игры из нашего списка также выиграли от снижения разрешения, достигнув частоты кадров выше 30 FPS, а в некоторых случаях ближе к 60 FPS. Однако включение переключателя Auto SR даёт ещё больше кадров. По крайней мере, в большинстве случаев.
GTA V демонстрирует наименьшие изменения в средней частоте кадров, которая в любом случае значительно превышает 60 FPS. Однако минимальная частота кадров увеличивается на 46%, что делает игру более плавной, хотя её всё ещё тормозят сцены, зависящие от центрального процессора. С другой стороны, более требовательный к GPU Witcher 3 показывает небольшое изменение в минимальной частоте кадров, но прирост средней частоты кадров на 30%, что доводит её до комфортного уровня в 60 FPS. Hitman 3 — более неоднозначный случай. В тесте Dubai прирост минимальной и средней частоты кадров составляет около 60%, что делает игру значительно более играбельной, чем просто снижение разрешения.
Были проведены оба теста Hitman, потому что Dartmoor сильно нагружает физику, создавая нагрузку на любой достойный CPU и ещё большее давление при эмуляции. Это объясняет очень низкие результаты минимальной частоты кадров, которые мы видим независимо от того, включено суперразрешение или нет. Таким образом, Auto SR явно помогает в играх, ограниченных GPU, но не может улучшить частоту кадров в сценах, ограниченных CPU. Тем не менее, Hitman работает довольно хорошо в реальной игре с включённым масштабированием ИИ.
AI Super Resolution спешит на помощь?
Недооценённая функция Automatic Super-Resolution от Windows является настоящей находкой для ПК Copilot Plus и их чипов Snapdragon X. Включите переключатель, и эти ноутбуки станут намного более способными в играх. Хотя они не пойдут на высоких настройках графики, это отличное дополнение для игр в поездках. Переход от менее 30 FPS к 45-60 FPS значительно улучшает играбельность и превращает ваш серьёзный рабочий ноутбук в нечто более весёлое.
Как это работает? Согласно Microsoft, «Auto SR автоматически снижает разрешение рендеринга игры для увеличения частоты кадров, затем использует сложные ИИ-технологии для обеспечения улучшенной высококачественной визуализации». Это как аналог технологий Nvidia DLSS и AMD FSR yfj,jhjn. Это похоже на комбинацию переменного затенения и ИИ-улучшенных деталей суперразрешения.
Windows Auto SR не масштабирует игру до высокого разрешения дисплея. Вам придётся довольствоваться разрешением, которое значительно ниже типичных современных игровых 1440p и 4K. Разрешение 1152 x 768 выглядит не особо чётко, даже на скромном 15-дюймовом экране Surface Pro. Артефакты сглаживания многочисленны, и вам придётся пожертвовать некоторыми из драгоценных кадров, чтобы избавиться от них.
Разрешение рендеринга иногда даже ниже 1152 x 768. ИИ используется для масштабирования этих кадров, чтобы вы не заметили разницы, что объясняет, почему эта техника хорошо справляется с улучшением минимальных значений FPS в играх, ограниченных GPU. Возможно, что общее низкое разрешение в конечном итоге является ограничением в 45 TFLOPS вычислительной мощности NPU в ПК с Copilot Plus. Например, Nvidia DLSS работает на гораздо более мощном оборудовании, чтобы достичь 4K. В заслугу Microsoft стоит отметить, что все снимки экрана выглядели одинаково с включённым или выключенным ИИ, и ещё сложнее было заметить какие-либо изменения во время движения.
Однако, Auto SR усугубляет дрожание, когда частота кадров падает очень низко. Это было явно видно в тесте Dartmoor; несколько запусков временно превращались в Deja Vu в стиле Матрицы. Несмотря на более высокие частоты кадров, нет уверенности, что какие-либо из этих игр ощущались идеально плавными с включённым Auto SR. Это также искажает текст, превращая его в нетрезвые шрифты, что может придавать вид эмулятора SNES.
Тем не менее, запуск графического масштабирования на выделенном NPU чипа (необходим для классификации как ПК Copilot Plus) является интересной идеей, так как не отнимает много ресурсов у GPU. В данном случае Auto SR использует Hexagon NPU Qualcomm, который находится рядом с GPU Adreno X1 в чипе Snapdragon X, но эта техника должна работать и на будущих ПК от AMD и Intel с интегрированными NPU. Удивительно, что не видно чего-то подобного в игровом пространстве на Android, учитывая, что оборудование уже там, а требования к пикселям намного ниже.
Вы можете найти список совместимых с Auto SR игр по этой ссылке. В него входят такие новинки, как Cyberpunk и The Last of Us. Трудно сказать, будут ли эти требовательные игры работать так же хорошо. К сожалению, не все игры поддерживают или хорошо работают с включённой функцией Automatic Super-Resolution. Например, GTA V по умолчанию поставляется с отключённым суперразрешением. Хотя его включение значительно улучшает частоту кадров, меню и элементы интерфейса мерцают и иногда полностью становятся чёрными. С другой стороны, Crysis Remastered и многие другие игры вообще не поддерживают эту функцию, так что это определённо не является панацеей для игр на ПК с архитектурой Arm. Этот опыт ещё не полностью готов для массового использования, как и Windows Recall.
Также удивляет решение включать эту функцию по умолчанию для некоторых игр. Это лишает геймеров возможности самостоятельно балансировать разрешение и графические настройки. Тот факт, что настройка скрыта в новом меню «Дисплей > Графика», также означает ещё одну панель для геймеров, которую нужно настраивать перед тем, как начать играть. Хотя Windows показывает уведомление, сообщающее, что Auto SR работает при запуске игры.
В любом случае, кто откажется от бесплатных дополнительных кадров? Auto SR не может выдать Snapdragon X за серьёзного конкурента для настоящего игрового ноутбука, но это означает, что ПК Copilot Plus могут позволить себе немного лёгких игр без низкой частоты кадров, которая разрушит ваш коэффициент побед/поражений.