
Многих давних почитателей этой игры информация о новой части могла напугать. Блестящие трейлеры, шоукейсы Microsoft, Unreal Engine 5 — маркетинг Stalker 2 выглядел совсем не так, как тот «Сталкер», который они знали и любили. Неужели GSC пожертвовала всей той уютной неуклюжестью серии ради успеха на консолях? Неужели Stalker 2 это просто ещё одна «Метро» под другим названием?
Но никогда не доверяйте трейлерам. Да, игра выглядит более проработанной, с поддержкой геймпада. Но Stalker 2 остаётся «Сталкером» до мозга костей. С его уникальным и неподражаемым сочетанием FPS, ужасов-выживания и симуляцией мира. Будь то старый X-Ray или Unreal Engine 5, амбиции игры всё так же упираются в границы её движка. В Stalker 2 всё по-прежнему: фракции, артефакты, аномалии, мир, наполненный людьми, занимающимися своими делами. И хлёсткие звуки оружия восточного блока, которые порой доводят всю систему до точки перелома — и за её пределы.
- Дата релиза: 20 ноября 2024.
- Поддерживаемые платформы: ПК, Xbox Series S|X.
- Ожидаемая цена: $60/£50.
- Разработчик: GSC Game World.
- Издатель: GSC Game World.
- Обзор Stalker 2 написан на RTX 4080, Ryzen 7 3700X, 32 ГБ DDR4 RAM.
Это выглядит и ощущается великолепно. Без сомнения, для многих это будет игра года. Stalker 2 — это «Сталкер» до мозга костей. Это значит, что здесь присутствуют и недостатки. Были ошибки, вылеты, баги, мешающие прохождению. Порой просто смешные глюки анимации и ИИ, а также небольшие подтормаживания. Это словно плата за вход, даже на компьютере с процессором Ryzen 7 3700X, видеокартой RTX 4080 и 32 ГБ оперативной памяти при разрешении 1440p. Внушительный патч первого дня многое исправил, но игра всё равно кажется хрупкой. Она немного подлагивает, а ИИ порой не может отличить друга от врага и так далее.
Сложно винить разработчиков — тот факт, что игра вообще существует, уже радует. Но всё это означает, что игра пока не кажется завершённой. Легко ли полюбить Stalker 2? Не для всех. По крайней мере, пока не выйдут обещанные GSC патчи.
Stalker 2: выстрелил и забыл
В Stalker 2 (на самом деле, это четвёртая игра в серии, если вы новичок в Зоне) вы играете не за знакомого персонажа. Ваш герой — Скиф, бывший военный с материка. Однажды ночью его разбудило уничтожение кухни, вызванное артефактом. Одним из тех бесценных, полумагических сокровищ, которые Зона создаёт как бы сама собой и которые притягивают искателей удачи, как мёд притягивает пчёл.
Лишившись квартиры и изрядно раздражённый этим фактом, Скиф отправляется в Зону, чтобы выяснить, что за чёрт думает артефакт, появляясь в его доме. Вскоре он оказывается втянутым в сложнейший клубок сюжетов. Противостояние фракций, личные обиды, соперничество идеологий и вспышки насилия между бандами. По пути предстоит принять множество решений, выбирая, с кем сотрудничать.
Сюжеты Stalker всегда были странными и философскими. Stalker 2 сохраняет это наследие. Здесь нет единой линии повествования. Есть последовательность небольших историй, которые постепенно складываются в общую картину. Каждая из них открывает новые части невероятно большой карты Зоны. Здесь собраны, насколько можно судить, все локации из предыдущих игр и добавлены новые. С современными визуальными эффектами 2024 года Зона выглядит как никогда красиво. Никогда раньше видеоигры не позволяли спускаться в проклятые подвалы с таким атмосферным и жутким освещением.
Исследование Зоны в Stalker 2 кажется бесконечным. Как и двухкилометровые забеги каждый раз, когда игра ставит новый маркер задания где-то чертовски далеко. Быстрая перемотка возможна только через платных проводников в населённых пунктах. Да и те доставляют лишь в другие хабы. Ну да ладно, по пути вы наверняка подберёте пару интересных артефактов.
В целом, понравилась структура «историй внутри истории». Однако это создаёт странный эффект. Вы не раз почувствуете, что приближаетесь к финальной развязке, к кульминации. Только чтобы игра резко развернулась и как бы сказала: «А теперь остальная часть истории. Пожалуйста, переверните кассету на сторону B».
Такой темп может утомлять, особенно ближе к настоящему финалу, когда кажется, что всё вот-вот закончится, но игра продолжает тянуть: и дальше, и дальше.
Конфликтующий мир Stalker 2
Но вы же играете в Stalker не ради его основного сюжета. Вы приходите за историями — теми странными анекдотами, которые рождаются благодаря системам игры и ИИ «A-Life». И в Stalker 2 их хоть отбавляй. Это настоящий часовой механизм, где NPC с их очаровательно случайными именами вроде «Гена Крутой», «Ваня Ампула», «Макс Сонный» и так далее, подвержены тем же капризам игрового мира, что и вы.
Взять хотя бы случай с военным блокпостом, который «решил сам себя». На полном бегу к маркеру задания я наткнулся на заграждение, устроенное военной фракцией «Варта». Отношения с ними у меня, мягко говоря, не сложились. Основной сюжет давал мне множество возможностей встать на их сторону, но я отвечал на каждую из них огнём. В результате солдаты не горели желанием пропускать меня.
Сложная дилемма. Я стоял под дождём, который барабанил по моему укреплённому военному экзоскелету, хмуро размышляя, как лучше поступить. Я мог бы открыть огонь, попытаться проскользнуть незаметно или поискать какой-нибудь обходной путь.
Или же положиться на огромную стаю диких собак, вынырнувших из темноты, чтобы полностью уничтожить лагерь. Звёзды Stalker 2 сложились таким образом, что эти собаки, бродя по Зоне, случайно наткнулись на тот самый блокпост, через который мне нужно было пройти. Как Божья кара, они уничтожили всех противников, понеся при этом серьёзные потери, пока паникующие военные обстреливали всё вокруг, превращая ночь в день. Через 15 секунд мои проблемы остались в прошлом. Я прикончил оставшихся псов и спокойно пошёл дальше.
Это для меня и есть душа Stalker, и она ярко горит в Stalker 2.
Дело не только в стае собак у блокпоста. Это и квази-битва с огромным жутким мутантом, которая завершилась раньше, чем я даже добрался до подвала, где он прятался, потому что он угодил в огненную аномалию и погиб. Это и наблюдение за тем, как две враждебные фракции уничтожают друг друга в лесной схватке, после чего ты добиваешь оставшихся ради добычи. И ситуация, когда тебя преследует фракция, с которой ты испортил отношения, подчищая её бойцов после той самой схватки. Это мир, который следует своим собственным правилам, без предпочтений и предвзятости. Действие вызывает последствия, которые порождают новые действия, и так снова и снова.
Но именно в сложных системах, вроде механики фракций, я столкнулся с некоторыми из самых неприятных багов.
Несмотря на все мои усилия — включая неоднократные массовые убийства — дать понять, что я категорически не люблю «Варту», игра так и не осознала, что я полностью разорвал с ними связи. Один из их ключевых квестов «завис» в журнале, оставаясь невыполненным до самого конца. Это несколько раз создавало путаницу, когда моя цель звучала как «убей всех бойцов Варты». Противники отказывались атаковать. По завершении этого неприятного задания, скорее напоминающего эвтаназию коров, журнал квестов не обновлялся, оставляя меня в тупике.
Справедливости ради, патч первого дня частично исправил это. Квест обновился, но «Варта» всё ещё отказывалась считать меня врагом. Стало лучше, но до полной исправности далеко.
Сочетание приятного с трудностями
Однако, для преданных фанатов Stalker даже баги ощущаются как старый знакомый. Это те самые причуды — странности, суровые, системно ориентированные элементы игрового дизайна. А ведь были опасения, что GSC могут попытаться пожертвовать эти ради перехода в мир ААА.
Разработчики остались верны себе, отказавшись сглаживать шероховатости серии ради новой аудитории, состоящей из потенциально более «казуальных» игроков. Stalker 2 не держит вас за руку, и Зона вас не жалеет. Это игра, в которой первый мутант, с которым вы сталкиваетесь, полностью невидим. А если вы случайно свернули не туда в начале игры, она без колебаний бросит на вас самых сильных противников. Даже если вы выживете, вы потратите драгоценные ресурсы на спасение, а ваше снаряжение, скорее всего, пострадает; в следующий раз вас добьют.
Это почти невероятное ощущение — играть в нечто с таким безжалостным, старомодным подходом к дизайну, которое выглядит так современно и впечатляюще, как Stalker 2. Это долгожданное возвращение одной из величайших и самых эксцентричных серий ПК-игр.
Да, багов много, так что, возможно, стоит немного подождать, прежде чем нырять в игру. Да, суровые механики могут отпугнуть некоторых людей. Но как же здорово вернуться в Зону спустя более десяти лет и обнаружить, что она не утратила того, что делало её такой особенной все эти годы.