
Одна проблема преследует серию Sonic the Hedgehog уже несколько десятилетий. Каждый раз, когда серия сталкивалась с трудностями, её разработчики отказывались притормозить. В каком-то смысле это здравая стратегия, отражающая настрой самого Соника — «никогда не сдаваться». Но отказ остановиться, чтобы осмыслить свои ошибки, учиться у самых строгих критиков и затем снова ускориться, может быть вредным. Соник не всегда проходит уровень с первого раза. Только на ошибках можно научиться проходить этап с блеском.
В своей новой игре Sonic X Shadow Generations Sega показывает важность этого процесса, пусть даже случайно. В пакет включён ремастер Sonic Generations 2011 года. Это ностальгическая, хоть и неидеальная, победная веха. Она появилась в самый нужный для серии момент. В то время игру приняли достаточно тепло. Это дало Сонику необходимый импульс для начала второго акта. Вместо того чтобы выпустить доработанное продолжение или спин-офф, учтя критику, Sega отправилась в новый, бурный десяток лет экспериментальных проектов. В это время преданные фанаты становились всё более непримиримыми к её критикам.
Теперь Sega наконец представила то отточенное продолжение, которое мы должны были получить десять лет назад. Shadow Generations — новая игра, превратившая коллекцию в двойной релиз. Это настоящая находка рядом с относительно поверхностным Sonic Generations. Она почти заставляет злиться оттого, что Sega так долго не воспринимала честную критику всерьёз. Эта коллекция должна напомнить, что прошлые ошибки могут стать путём в будущее, если мы готовы притормозить и задуматься.
Возвращение к Sonic Generations
Чтобы понять, почему Shadow Generations ощущается как большой шаг вперёд, нужно повернуть машину времени назад. Первая задача представленного набора — стряхнуть пыль с Sonic Generations. Это игра, которая когда-то казалась поворотным моментом для всей серии. Как и многие выпуски той эпохи, Generations была с интересной концепцией, на этот раз действительно удачной. Соник объединяется со своей прошлой версией и путешествует по самым знаковым уровням, от Sonic the Hedgehog до Sonic Colors. Это была гениальная идея, где классический Соник проходил 2D-версию уровня, а современный — её 3D-версию, соответствующую стилю того времени. Идея была прекрасна в 2011 году и остаётся таковой и сейчас, но теперь с более чистой графикой и стабильной производительностью.
Начальные уровни Sonic Generations отлично передают эту концепцию. Мы начинаем в знакомой версии Green Hill Zone, которая была полностью переосмыслена в формате 3D, как и мечтали фанаты. И наоборот, классический Соник теперь проходит 2D-версии уровней, начиная с Dreamcast-эпохи. Знаменитая гонка с грузовиком из Sonic Adventure 2 создаёт захватывающий ретро-экшен. Соник собирает бонусы на скейтборде, чтобы убежать от грузовика, несущегося из заднего фона. Лучшие уровни — с обеих сторон — являются продуманными дизайнерскими экспериментами, которые размышляют о том, как новый ракурс меняет восприятие уровней.
Множество систем и декоративных элементов вокруг самих уровней усиливают основную идею. На 2D-уровнях вы прыгаете на врагов и используете проверенный спин-дэш. На 3D-уровнях вы фокусируетесь на врагах и ускоряетесь, пока хватает энергии. Ощутима разница между этими философиями дизайна, и вы изучите, как они работают. Это делает игру идеальной для историков Соника. В лучшие моменты Generations — это интерактивный музей, дополненный классическими мелодиями (и отличными ремиксами), коллекционными иллюстрациями и отсылками ко всем главным персонажам франшизы.
Но Sonic Generations не лишён недостатков, на которые указывали критики тогда и которые стали ещё очевиднее спустя более десяти лет. В игре поверхностный сюжет, из-за чего она ощущается как сборник нарезок. Её уровни прерываются неудобными босс-файтами, которыми сложно управлять. Поздние уровни являются самыми слабыми, кульминацией которых становится тяжёлый 2D-уровень из Sonic Colors. Он сводит динамику игры на нет к самому финалу. Даже избыток уровней с испытаниями включает много неудачных заданий. Быстрая основная игра заменяется спецзаданиями с персонажами, которые делают прохождение медленным.
Основные проблемы игры знакомы тем, кто наблюдал за франшизой на протяжении всей её истории. Азарт первых приключений Соника был в его неумолимой скорости. Серия показывает себя лучше всего, когда больше напоминает гонку, чем платформер. Каждая игра, пытавшаяся это изменить, постигала неудачу. Хотя Sonic Generations остаётся одной из лучших современных игр о Сонике после Adventure, она всё равно иногда нарушает это главное правило. Скорость постоянно прерывается медленными платформенными участками, которые встречаются всё чаще по мере прохождения. Кнопка ускорения в 3D-режиме больше похожа на кнопку самоубийства. Слишком частое её нажатие отправляет за пределы трассы. Чем больше приходится замедляться, тем меньше ощущается контроль.
Важнейшая часть платформера такого типа — это чувство доверия к игре. Нужно быть уверенным, что, взлетая с трамплина, разработчики тебя «поймают». Sonic Generations часто проваливает этот тест, заставляя передвигаться по уровням гораздо медленнее, чем хотелось бы. При всех своих достоинствах это всё равно платформер, которому всегда требовалась небольшая доработка. Ремастер не исправил эти проблемы, что усиливает впечатление от его второй части.
Появление Shadow Generations
Когда заканчиваешь проходить Sonic Generations — весёлую, но излишне ностальгическую историю, кажется, что Shadow Generations не будет сильно отличаться. Ожидалось, что игра будет ощущаться примерно так же и использовать такой же поверхностный сюжет, собрав лучшие моменты вокруг антигероя серии, чтобы поднять его популярность перед появлением на большом экране в «Соник в кино 3».
На самом деле это не так.
Без преувеличения, Shadow Generations — это лучшая игра о Сонике со времён Dreamcast. Есть очевидные причины, почему она так хороша. Во-первых, она серьёзнее подходит к тому, как сформировать значимый сюжет вокруг саморефлексивной концепции. Мы возвращаемся к известным уровням не просто ради празднования годовщины. Мы сопровождаем Shadow в его сеансе психотерапии. В сюжете он сталкивается со своим трагическим прошлым — включая убийство детей — и борется со страхом, что у него нет будущего. Повторные прохождения уровней из Shadow the Hedgehog, Sonic Frontiers и даже из печально известной Sonic 2006 приобретают тематическую значимость, поскольку позволяют Shadow лицом к лицу встретиться со своими демонами.
Здесь сохраняется идея чередования 2D и 3D, но дизайн уровней значительно более захватывающий. Это настоящие американские горки, где искажается время и пространство. Здания изгибаются и крутятся, словно взятые из фильма о Докторе Стрэндже. Платформинг по-прежнему основан на скорости. Только он часто проходит через эффектные, кинематографичные моменты, как будто вдохновлённые успешной адаптацией Соника в Голливуде. Даже визуальная подача значительно улучшилась по сравнению с историей Соника (что и должно было произойти после более чем десятилетия). Кат-сцены полны драмы и напоминают лучшие образцы аниме.
В общем, всё ощущается более цельным. Sonic Generations — это структурно рыхлая игра, где уровни, коллекции и испытания собраны как бы вперемешку. Те же базовые идеи присутствуют, такие как сбор ключей для открытия дверей к боссам, но всё организовано в исследуемый центр, вдохновлённый ещё одним отличным ремастером — Bowser’s Fury из Super Mario 3D World. Исследовать этот центр так же интересно, как и сами уровни. Он полон коллекционного искусства, испытаний по сбору монет и платформенных задач, которые можно выполнять по мере открытия способностей.
Всё это прекрасно, но это не главная причина, по которой Shadow Generations настолько выделяется. Истинная причина куда проще. Sonic Team наконец-то поняла, как должны ощущаться эти игры. Почти не требуется замедляться во время прохождения уровней. Доверие к игре оправдывается, движение становится чётче. Уровни построены так, чтобы поддерживать инерцию. Даже такие дополнительные элементы, как способность замедлять время с помощью Хаос Контроля или использовать копьё, не требуют останавливаться, чтобы их применить. Сравните это с недавно вышедшей Sonic Superstars, где способности активируются через неудобное колесо. Его практически невозможно использовать на бегу. Теперь можно добиться той точности, которую хочешь получить в игре о Сонике, с большей уверенностью.
Хотя всё ещё бывают небольшие недочёты, Shadow Generations почти не сбивается с ритма. Уровни только ускоряются, оставаясь при этом сложными, с чем сталкивается и сюжетная часть Соника. Это та система передвижения и дизайн уровней, которые всегда хотелось видеть в современной игре о Сонике. Реализованные в стильном блокбастере, от которого хочется возвращаться и собирать все коллекции. Больше, чем любая предыдущая игра, Shadow Generations, наконец, ощущается как будущее серии.
Живи и учись
Ничто из того, что Sonic X Shadow Generations делает правильно, не становится сюрпризом. На протяжении десятилетий фанаты и критики давали Sega массу отзывов, с которыми можно работать. Жалобы на решения, которые останавливают динамику игры, очень устарели. Его захватывающие битвы с боссами не только значительно лучше, чем в Sonic Generations, но и намного превосходят разочаровывающие сражения в недавно вышедших Frontiers и Superstars. Даже сама идея дать Shadow новое самостоятельное приключение была просьбой тех, кто видел потенциал в персонаже, несмотря на его неудачное одиночное выступление.
Это сиквел Sonic Generations, который можно было бы ожидать от разработчика, такого как Sega, в 2014 году. Так почему же мы получаем его только сейчас?
Давайте вернёмся к самому началу обзора Sonic X Shadow Generations. С одной стороны, можно сказать, что следует уважать, как Sega решила подходить к своей серии на протяжении лет. В этой среде так легко найти что-то, что работает, и повторять это снова и снова, пока когда-то увлекательная идея не превратится в блеклую серую массу. Топовые франшизы Nintendo сохраняли свою привлекательность на протяжении десятилетий благодаря готовности делать неожиданные повороты, когда игроки ожидают что-то иное. А что если поместить Линка в открытый мир? А что если Марио сможет овладевать предметами с помощью своей шляпы? Эти решения, которые идут вразрез с ожиданиями фанатов, поддерживают молодость этих франшиз. Можно только аплодировать решению Sega вести Соника в новые места, а не выпускать Sonic Adventure 3, 4, 5 и 6.
Однако более разочаровывающим является то, как Sonic Team, похоже, отмахнулась от почти всех критических замечаний. Включая повторяющиеся указания на то, что ощущается странность в скорости этих игр. Чем больше фанаты указывали на то, что что-то не так с динамикой игр, тем больше Sega, казалось, игнорировала их. Мнения о этих играх становились всё более поляризованными. Это привело к более сердитой фан-базе, которая, казалось, стремилась противостоять любому негативному отзыву чрезмерным энтузиазмом. Когда Sonic Frontiers вышел с разнообразием отзывов, получив свою оценку около 70 из 100, фанаты, похоже, объединились, чтобы отменить негативные отзывы на пользовательскую оценку в Metacritic. В 2022 году они также заполнили ящик голосов за Приз Зрительского Выбора на Game Awards. Этот шаг обернулся против них, когда Джефф Кили был вынужден удалить ботов из подсчёта, что привело к победе Genshin Impact.
Чем более непокорной становилась Sega, тем больше эха она создавала вокруг себя. Каждый, кто говорит что-то негативное об игре Соника, активно исключается как издателем, так и фанатами. Их изображают как злонамеренных ненавистников, стремящихся разрушить репутацию серии. Если вы хотя бы упомянете одну из худших игр серии, даже в контексте, который имеет смысл, вы рискуете получить ярлык саботажника. На самом деле всё наоборот; окружение себя людьми, которые будут аплодировать любому вашему решению, является актом самосаботажа.
Можно вспомнить спорный обзор Sonic Frontiers в 2022 году. Не все сумели найти в этой игре развлечения. Однако тогда фанаты не одобрили таких мнений. Такие истории объясняют, почему Shadow Generations так долго ждал своего успеха. Слишком часто мы видим негативные мнения о любимой игре и воспринимаем это как личное оскорбление. Иногда это происходит не случайно, поскольку для компании выгодно использовать фанатов для защиты своей репутации. Этот ход можно увидеть в фильмах о супергероях. И там он приводит к убывающей отдаче у таких студий, как Marvel. Они счастливы списать всех, кто осмеливается критиковать их всё более поспешно выпускаемые проекты и падающие визуальные эффекты.
Честная критика должна цениться. Когда она искренняя, она может предоставить художникам полезную обратную связь. Она может выявить проблему, о которой преданный фанат может не сказать в своей восторженной похвале. Когда мы критикуем Sonic Frontiers, мы хотим, чтобы следующая игра была лучше. Так же как те, кто испытывал смешанные чувства в 2011 году, вероятно, надеялись на это в сиквеле Sonic Generations. Который они на самом деле не получили в течение 13 долгих лет.
Взгляд на Sonic X Shadow Generations как на единое целое даёт полное представление о долгом и трудном пути серии. В начале сказано, как с трудом проходилась весёлая, но поверхностная игра, которая никогда не казалась правильной. Зато кончилось всё откровенным восторгом, который ощущается как будущность серии. Вывод из этого не должен заключаться в создании третьей игры Generations, в том, чтобы чаще ставить Shadow в главную роль или даже в том, чтобы подчиняться любому, у кого есть жалоба. Последний вариант в наши дни является рецептом катастрофы. Скорее, самым положительным результатом будет то, что это вдохновит на момент осмысления.
Sonic X Shadow Generations тестировался на Nintendo Switch OLED с розничной копией игры.

Плюсы
- Хороший ремастер Sonic.
- Великолепный Shadow Generations.
- Отличная музыка.
- Много коллекционных предметов.

Минусы
- Управление в Sonic Generations может быть сложным.
- Сложные заключительные уровни.
- Сложные боссы.