- Оценка: 5/10
Painkiller, созданная студией Anshar Studios, представляет собой «переосмысление» одноимённого шутера 2004 года от People Can Fly. Сохранив общую концепцию истории о проклятой душе, сражающейся с демонами в Чистилище с помощью впечатляющего арсенала оружия, новая версия Painkiller 2025 года делает упор на формат аренного шутера и кооперативный режим на троих игроков вместо традиционного прохождения уровня за уровнем. Иронично, но Чистилище здесь действительно символично — игра получилась чем-то средним, не дотягивая до уровня «рая», но и не скатываясь в «ад». Стрельба ощущается достаточно увлекательно, чтобы признать, что играть в Painkiller было приятно. При этом в ней нет ничего выдающегося, что позволило бы с уверенностью рекомендовать её.
Сюжет и герои

В отличие от оригинала с тем же названием, прежний главный герой Painkiller — Дэниэл Гарнер — отсутствует. Его место занимает один из четырёх проклятых персонажей, застрявших в Чистилище по разным причинам. По воле Голоса Бога по имени Метатрон они должны сразиться с армиями падшего ангела Азазеля, чтобы предотвратить их вторжение на Землю. Для этого придётся пройти через три биома и уничтожить трёх подчинённых Азазеля — нефилимов, попутно собирая и улучшая своё антидемоническое оружие.
- Платформы: ПК, PS5, Xbox Series X|S
- Дата выхода: 21 октября 2025 года
- Издатель: 3D Realms
- Разработчик: Anshar Studios
Четыре главных персонажа описаны довольно поверхностно. У каждого есть небольшая предыстория. Она открывается по мере игры, но за пределами редких реплик глубины в них немного. Среди них — Инк, сварливая лысая полудемонша-проповедница; Сол, бывший лидер культа; Рош, мужчина с британским акцентом и густыми усами; и загадочный субъект по имени Войд с аквариумом вместо головы. У каждого из них есть уникальные пассивные способности, например повышение урона оружия на 10%, ускоренное получение энергии на 20% или увеличение максимального запаса здоровья на 25%. Это даёт стимул попробовать всех персонажей, прежде чем выбрать любимого.
Геймплей и оружие
Игровой процесс состоит из 9 миссий (называемых рейдами), проходящих в трёх различных биомах, а также дополнительного режима в стиле roguelike под названием Rogue Angel, который сочетает разные уровни и цели. В начале доступно только оружие ближнего боя — тот самый Painkiller, представляющий собой нечто вроде ручного блендера, перемалывающего демонов в пасту и выбивающего из них боеприпасы, а также метатель кольев и оружие, стреляющее сюрикенами и молниями в быстром темпе. Со временем арсенал можно улучшать, используя золото и Древние души, получаемые за выполнение миссий, а также приобретать одноразовые карты таро, которые дают пассивные бонусы во время боя.

Главный вопрос, который стоит задать шутеру в таком темпе: интересно ли в него играть? В целом — да, в большинстве случаев это действительно так. Разрывать группу приспешников метким выстрелом из дробовика по-прежнему доставляет настоящее удовольствие. Оружие в Painkiller ощущается мощным и эффектным, а громкое звуковое сопровождение и отдача при выстрелах из гранатомёта и дробовика особенно подчёркивают их силу.
Оружие можно улучшать, открывая альтернативные режимы стрельбы. Например добавить гранатомёт к метателю кольев или позволить пистолету-пулемёту выпускать разряды молний. Эти улучшения воспринимаются как награда и подталкивают к экспериментам с арсеналом, пока не находится оптимальная комбинация. Однако ограничение в две единицы оружия на один рейд идёт вразрез с духом классических шутеров и слишком сужает выбор, заставляя использовать одни и те же стволы на протяжении всей миссии.
Рейды и кооператив
Рейды в Painkiller представляют собой линейную последовательность комнат, где необходимо уничтожать волны демонов или выполнять близкие по сути задания. К примеру, заряжать кровавую батарею, убивая демонов поблизости, чтобы потом перенести её в нужное место, активировать ловцы снов, стоя в определённой зоне, или доставлять несколько клеток с душами к заданной точке. Эти задачи немного разнообразят процесс, однако каждый биом содержит только один из трёх дополнительных типов целей. В итоге рейды кажутся излишне однообразными, поскольку миссии слишком часто повторяют одни и те же задачи.

К счастью, несмотря на акцент на кооператив из трёх игроков, отсутствие напарников не ставит в невыгодное положение. В Painkiller предусмотрены ИИ-боты, заменяющие недостающих участников, и они оказываются на удивление полезными. Они неплохо отвлекают внимание врагов и всегда спешат возродить павшего союзника. Правда, при выполнении заданий, не связанных напрямую с истреблением демонов, их польза заметно меньше, но даже без человеческих партнёров процесс не ощущается непосильным.
Прокачка и проблемы
Между миссиями можно тратить накопленные золото и Древние души, получаемые за прохождение рейдов и выполнение дополнительных задач. При этом сразу бросается в глаза, насколько скупо игра распределяет ресурсы. Вероятно, разработчики стремились мотивировать на многократное прохождение, однако на стандартной сложности Daydream Painkiller выдаёт награды крайне неохотно.

И золото, и Древние души необходимы для покупки постоянных улучшений оружия, а карты таро, обеспечивающие важные пассивные бонусы вроде увеличения максимального запаса здоровья или урона, действуют только в рамках одного рейда и требуют повторного приобретения. Однако если покупать карты для каждой миссии, средств на улучшение оружия, сохраняющееся между рейдами, не остаётся. В итоге приходится либо игнорировать систему карт ради апгрейдов, либо заниматься утомительным накоплением, чтобы хоть немного отложить после очередной покупки нужных пассивных усилений.
Painkiller в своём нынешнем виде ощущается довольно пустой. Игра состоит из девяти рейдов продолжительностью около 20 минут каждый. Вместо финального босса или полноценной развязки в конце показывается малозначительная катсцена. Она лишь намекает на необходимость перепройти всё на более высокой сложности. Режим roguelike под названием Rogue Angel может немного продлить интерес, но по сути представляет собой хаотичную смесь уже существующих уровней и заданий. Причём улучшения оружия из основной кампании туда не переносятся.
Кроме того, Painkiller почти не имеет собственной индивидуальности. Саундтрек в жанре тяжёлого метала звучит вполне приемлемо, но быстро уходит на второй план и не запоминается. Три биома кажутся визуально схожими, а идея Чистилища как потустороннего измерения, не связанного с временем и пространством, используется крайне поверхностно. Зато дизайн демонов выглядит выразительно и убедительно, а три сражения с боссами создают ощущение масштабного финала и предлагают интересные механики.

Painkiller — это добротный кооперативный шутер, который не оправдывает своё легендарное имя. Стрельба ощущается приятно и динамично, но за пределами этого проект не может предложить ничего выдающегося: короткая продолжительность, однообразные задачи, утомительная система прокачки и полное отсутствие внятного сюжета или завершения. Нельзя назвать Painkiller откровенно плохой игрой, но и порекомендовать её сложно — особенно при наличии DOOM Eternal. Тем, кто просто хочет в компании друзей прорубаться сквозь волны демонов, Painkiller подойдёт, но поклонникам оригинала, скорее всего, будет интереснее вернуться к классическим одиночным шутерам, которых сегодня на рынке предостаточно.

Плюсы
- Довольно увлекательный арсенал оружия, подкреплённый качественным звуковым дизайном
- ИИ-союзники неплохо справляются, делая игру удобной для одиночных игроков
- Бои с боссами хорошо продуманы

Минусы
- Очень мало повествования и развития персонажей
- Ограничение на два вида оружия кажется разочаровывающим и излишне сковывающим
- Рейдовые миссии довольно повторяющиеся и не приносят удовлетворения
- Недостаток контента