
Про недавно представленную игру Neva невозможно сказать что-то негативное. Как история, Neva — это живая сказка, которая разворачивается в фантастических сценах природной красоты. Главными героями выступают два существа, объединённые трагедией. Ими движет потребность защитить друг друга и при этом спасти мир. Как игра, Neva предлагает изысканную боевую систему с мечами и интуитивный платформинг. Набор способностей целенаправленно развивается с каждым новым этапом. Как произведение искусства, каждый кадр Neva завораживает.
Вот так выглядит идеальная игра. Такие ощущения возникают, когда играешь в нечто совершенное.
Главная героиня Neva — Альба. Когда мы впервые встречаем её, она уже опытный воин и кочевник с серебристой копной волос, гибкими, как у танцовщицы, конечностями и развевающимся красным плащом, скрывающим тонкий меч. Её волчий спутник, Нева, поначалу всего лишь волчонок, легко отвлекающийся. Он лишь учится ориентироваться в лесах и полях их мира. В начале игры Нева нуждается в Альбе. К концу игры, после сезонов взросления и жестоких сражений, Альба тоже нуждается в Неве.
Ни одно из этих описаний не изложено в игре словами. Действия персонажей и несколько великолепно анимированных сцен делают их предысторию ясной. Единственные реплики в игре исходят от Альбы, когда она зовёт: «Нева?», или «Нева!», или «Невааа», при каждом нажатии на кнопку взаимодействия. Её интонация и уровень паники динамически меняются в зависимости от положения Невы. Голос Альбы напряжён от беспокойства, когда они разлучены, и становится успокаивающим или игривым, когда они рядом. Стоя рядом с Невой и нажимая кнопку взаимодействия, Альба может погладить её (за это даются достижения). Миллион мелочей в механике игры создают глубокую эмоциональную связь между Альбой и Невой. В итоге они ощущаются как единое целое, сражающееся с тьмой.
Мир Альбы и Невы не менее потрясающий. Он состоит из густых лесов, залитых солнцем долин, возвышающихся гор и извивающихся пещерных систем. Всё это поглощает сочащаяся, чёрная как чернила гниль, распространяемая стаями вздутых монстров с белыми лицами. Эта гниль действует как кордицепс, проникая в тела огромных животных и превращая их в подобие зомби-убийц. В других местах она принимает форму колючих терновников и скелетных лоз, наносящих урон при контакте. Монстры — с круглыми телами, кричащими лицами и паукообразными конечностями — появляются постоянно с разнообразными атаками: дальними, ближними, воздушными и бросковыми. Задача Альбы и Невы — уничтожить гниль и монстров и вернуть себе свои земли. Для любителей собирать всё есть светящиеся белые цветы, спрятанные по уровням, и нахождение всех открывает что-то особенное.
Игра делится на четыре сезона. По мере того как Нева растёт, развиваются и её способности. Альба всегда сильна и становится ещё могущественнее, когда она и Нева учатся сражаться вместе. В начале игры Альба может прыгать, выполнять двойной прыжок и уклоняться. Ещё она умеет использовать базовые атаки мечом и удар вниз, чтобы поражать врагов и пробивать слабые полы сверху. Во второй половине игры Нева может прыгать по невидимым платформам и фактически телепортироваться в любую удобную ей область. Там она наблюдает с высоких уступов, как Альба карабкается по стенам из белых цветов, чтобы добраться до неё.
Это заметно контрастирует с ранними этапами игры, когда Альба должна была уговаривать волчонка Неву прыгать через маленькие пропасти. Это подчёркивает основную тему игры — родительскую любовь. В конце концов, Альба может бросать Неву в бой как направленный снаряд, и волчица яростно атакует любого врага. Эта способность иногда выглядит немного нелепо — например, когда пытаешься добраться до спрятанного цветка и в итоге многократно швыряешь Неву в стену, пока не подберёшь правильный угол. Однако скоро начинаешь воспринимать это как естественное продолжение арсенала Альбы. К тому же, кажется, Неве это не доставляет неудобств.
Neva — это невероятно лёгкий и отзывчивый платформер. Играя на PlayStation 5, не было задержек в управлении. Альба легко прыгает, делает двойной прыжок и уклоняется. Эта тройка способностей сбрасывается при малейшем касании к поверхности. Враги имеют чёткие зоны поражения. Это подталкивает игроков к ближнему бою и уклонению от опасностей между ударами меча Альбы. Здоровье восстанавливается, когда Альба наносит удары, не получая повреждений сама. Целебные алтари разбросаны щедро по сценам. Уровни в воздухе, где Альба прыгает между скалами и отталкивается от плавающих врагов, создают блестящее ощущение точности. Они призывают игроков испытать манёвры Альбы на пределе возможностей. Neva даёт тонкие, но чёткие указания через окружающую среду. Вы не потеряетесь в платформенных механиках этой игры. По мере смены сезонов уровни усложняются. Добавляются сложные навигационные головоломки и хитроумные зеркальные уровни, постоянно проверяющие способность Альбы и Невы работать вместе.
Альба и Нева связаны на каждом уровне. Их связь наиболее ощутима во время боёв, особенно когда бросок Невы становится неотъемлемой частью ритма атак и уклонений Альбы. Это делает ещё более болезненным те моменты, когда Альба вынуждена сражаться одна. Присутствие Невы придаёт полноту способностям Альбы. Сильнее всего это проявляется в последние часы игры.
Не будем говорить много о финальных этапах Neva. Игра постепенно подводит к неизбежной, эмоционально насыщенной развязке, заставляя геймеров с тонкой душевной организацией прослезиться.
Neva пронизана элементами магического реализма, соединяя знакомое и невозможное в формате, который выглядит как ожившая детская книга. Неизведанный ужас пробирается по краям каждого пейзажа, угрожающий и восхитительный одновременно. Анимации в игре плавные, как в аниме. Neva выглядит потрясающе и играется так же прекрасно — это редкое и мощное сочетание. Точно так же, как Альба и Нева.
Neva выпустили 15 октября на ПК, macOS, PS5, Xbox Series X/S и Switch. Игра разработана Nomada Studio и издана Devolver Digital.