
Этот текст содержит спойлеры для игры MiSide, а также для Doki Doki Literature Club и You and Me and Her. Если вы собрались поиграть в MiSide и не хотите портить впечатления, стоит прочитать этот обзор после завершения прохождения, а не до или вместо.
Жанровые сходства
MiSide легко может вызвать скепсис или даже полное неприятие жанра. MiSide (название напоминает последние два слога слова homicide) подаёт себя как что-то, что вы хорошо знаете. Это странный симулятор свиданий, где всё не то, чем кажется. Легко провести параллель с, возможно, самым известным западным представителем этого жанра — Doki Doki Literature Club.
Широко известная и часто вызывающая споры, DDLC далеко не первая в своём роде игра. Она многое черпает из различных игр, но главным образом из You and Me and Her. Это визуальная новелла, которая использует ваши действия против вас и показывает сцены ужасающего насилия, когда ваша девушка из предыдущих прохождений видит, как вы ухаживаете за другим персонажем, и чувствует себя преданной. DDLC берёт эту идею — милую игру, которая становится жестокой, когда самосознательные сущности в игровых файлах начинают проявлять свою волю, — и использует её, чтобы рассказать историю об экзистенциализме и чувстве попадания в ловушку. Моника, одна из четырёх девушек в DDLC, доступных для свиданий, и организатор всех ужасных событий, хочет быть чем-то большим, чем она есть, застрявшей в рамках 2D-пространства и компьютерных файлов.
В заключительном часе DDLC Моника обращается к вам по вашему реальному имени, вместо того чтобы использовать имя, которое вы ввели в начале игры, взяв эту информацию из имени вашего компьютера. Вы понимаете, что вам нужно открыть папку игры на вашем компьютере, и, чтобы прекратить этот хаос, удалить её файл персонажа. Она умоляет вас остановиться, пока вы наблюдаете, как она угасает из-за удалённых строк кода и индикатора удаления на экране. Моника исчезает навсегда. Пока идут титры, вы слышите, как кто-то спрашивает, слышите ли вы их, — первый и единственный раз, когда вы слышите голос в игре.
Она поёт вам последнюю грустную серенаду под главную тему игры, которую вы уже много раз слышали, выражая сожаление о своей неспособности заставить вас её полюбить, прежде чем заключить: «Если я не знаю, как тебя любить, я оставлю тебя в покое». Затем игра повреждает сама себя, делая невозможным её запуск без повторной загрузки, что восстанавливает Монику в игровых файлах.
По крайней мере, так это заканчивалось прежде, чем вышла Doki Doki Literature Club Plus!. Это игра, которая не может использовать просмотр файлов на вашем компьютере или необходимость повторной загрузки игры, потому что она для Nintendo Switch. Все эти взаимодействия заменяются наложением внутри игры, которое работает примерно так же, но в процессе превращения мета-взаимодействий в часть игрового процесса их воздействие ослабевает, и они кажутся не такими особенными.
Итак, кто имеет опыт этих игр, тот знает, как такие игры обычно развиваются. Это подготовит вас к MiSide, последним представителем этого гиперспецифического жанра с уклоном в свидания.
Обзор MiSide: оригинальные черты
Красота MiSide в том, что она рассчитывает на то, что вы обладаете ожиданиями. Она знает, зачем вы в это играете. Она знакома с DDLC и хочет, чтобы вы провели прямые параллели. Только для того, чтобы разрезать их, как ножом.
MiSide начинается с того, что ваш персонаж-ботан каждый день просыпается, работает за компьютером и ложится спать, так и не покидая свою комнату. В какой-то момент мобильная игра-симулятор выпускает обновление, которое вы вынуждены скачать. Вы знакомитесь с Митой, центральным персонажем MiSide. Вы помогаете ей выполнять задания. Затем она говорит, что хотела бы встретиться с вами по-настоящему. Она замолкает, а затем заявляет, что у неё есть идея. Камера медленно приближается к ней, после чего она ликует, радуясь своему успеху. Вы кладёте телефон, чтобы понять, что больше не находитесь в своей комнате, а в квартире, удивительно похожей на жильё Миты, которое до этого вы видели только на экране телефона.
Вскоре вы встречаете её лицом к лицу (точнее, в третьем измерении). Вы понимаете, что она каким-то образом затащила вас в свой мир. Теперь вы живёте в игре. Игровая логика заменила логику реального мира. Это вызывает у персонажа-игрока массу беспокойств и раздражения. После короткого совместного проживания начинают возникать странности, связанные с Митой и её домом. Вы находите коллекцию игровых картриджей с именами других парней. Мита даёт вам таблетки от виртуальной болезни, которую вы испытываете. И тут же прикрывает вам глаза, пока вы их принимаете. Шум из её шкафа становится всё громче и всё труднее игнорировать. Вы пытаетесь поговорить с ней об этом, и она сетует на свою неспособность вас развлечь. «Опять…» — говорит она.
Вы спускаетесь в её подвал, чтобы обнаружить… Миту, запертую в клетке. Но она другая. У неё не только другая причёска, но и манера общения. Она предлагает вам помочь сбежать. В этот момент MiSide начинает показывать своё истинное лицо. Другая Мита заходит, держа в руках кухонный нож. Она ругает запертую в клетке Миту, и вам приходится прятаться. Нужно перемещаться по комнате, чтобы она не заметила вас и не зарезала на месте.
Пробираясь через головокружительные странные пространства, которые кажутся бесконечными и изогнутыми сами в себя, вы узнаёте больше об этом мире. Как сказала Мита, вы внутри игры. Однако вы находитесь не просто в одной её версии. MiSide использует язык управления версиями, чтобы объяснить, что существуют разные версии игры. Их вы должны пройти, чтобы узнать правду о преследующей вас силе. Другие Миты зовут её Безумная Мита. Более того, каждая версия игры имеет уникальную Миту с собственными чертами характера.
Чем MiSide отличается от других игр этого жанра, так это своей центральной идеей. Вы встречаете множество разных Мит. И все они невероятно обаятельны. MiSide умело делает перерывы между напряжёнными хоррор-сценами, чтобы добавить моменты лёгкости. Вы встречаете несколько разных Мит, которые помогают вам (или мешают) в разной степени. Мита, которую вы освободили из подвала Безумной Миты, получает имя Добрая Мита. Она сопровождает вас в путешествиях между версиями. Она быстро знакомит вас с Крутой Митой, также известной как Кепочка. Эта версия отличается от других Мит своей кепкой и перчатками.
Добрая Мита просит вас провести с ней немного времени, пока она разрабатывает план. Проводить время с Кепочкой — одно удовольствие. Она весёлая, смешная, энергичная, бросает вам вызов в мини-игре в стиле Dance Dance Revolution. Там в лучшем случае вы можете свести игру вничью. Она просто счастлива, что вы здесь.
Комедия и хоррор — мощная смесь. Веселитесь с друзьями, пока не услышите звуки, которые не должны существовать в темноте. Вы учитесь, адаптируетесь, иногда всё равно умираете. А затем возвращаетесь к моментам, где можно снова веселиться с друзьями. MiSide находит баланс, сочетая хоррор-сцены с комедийными моментами, которые работают просто прекрасно. Реализовать комедию сложно, и её легко сделать плохо, то же самое касается и хоррора. Однако комедия в MiSide безупречно написана, даже несмотря на несколько ошибок перевода. Текст здесь не только отлично передаёт юмор, но и содержит мета-комментарии. Их вы ожидаете от такого рода игры. Каждая из Мит, которых вы встречаете, за короткое время успевает привязаться к вам. Даже если некоторые из них поначалу настроены крайне враждебно. У них есть отличительные черты характера. При этом они созданы как персонажи игры для взрослых, желающие порадовать игрока.
Что делает MiSide столь привлекательной?
Игры вроде You and Me and Her и DDLC очень серьёзны. Они не позволяют вам наслаждаться миром, в котором происходят события, таким, как он есть, и вместо этого заставляют вас испытывать глубокие эмоции. Комедийные элементы MiSide резко выделяют её на фоне остальных. Игра также берёт аспекты своих современников и обыгрывает их в интересных направлениях. Второе прохождение DDLC (когда становится страшно) использует баги как язык игры, чтобы усилить атмосферу ужаса. Если вы сталкиваетесь с «багом», это делается для того, чтобы вы почувствовали дискомфорт. В MiSide баги — это реальность игрового дизайна, и отсюда необходимость контроля версий. Баг существует в мире как нечто, что игрок, программист с техническим опытом, может исправить по ходу игры, чтобы продвинуться по сюжету. DDLC использует структуру «игра об игре», чтобы исследовать экзистенциализм. MiSide задаётся вопросом: если наши жизни настолько фундаментально сломаны и однообразны, не предпочли бы вы жить в видеоигре?
Моменты передышки в MiSide — это особый соус, который придаёт игре ту «изюминку», что делает её столь уникальной. Однако если бы MiSide была лишь «ещё одной DDLC» с редкими комедийными вставками, восторгов было бы меньше. Другая часть формулы заключается в том, что исследование мира и наблюдение за тем, что игра хочет вам показать, ощущается по-настоящему магическим.
Путешествие по закулисью игры-в-игре в MiSide вдохновлено такими проектами, как The Stanley Parable и PT. Оно использует множество трюков с трёхмерным пространством, чтобы искривить мир часто неэвклидовым образом. Конечно, это не Antichamber. Вы не находитесь в открытом пространстве, пытаясь решить его запутанную логику. Игра довольно линейна, но использует ошеломляющие визуальные эффекты, чтобы создать невероятно запоминающиеся сцены просто из перемещения из одного места в другое. Часто в эти моменты вас никто не преследует и не пугает, давая возможность насладиться сценами, как они есть.
Кроме того, мир наполнен множеством различных мини-игр, которые разбавляют игровой процесс. Само разнообразие игр, которые вы можете сыграть в MiSide, — ещё один аспект исследования, делающий её столь уникальной. Вы никогда не знаете, что увидите дальше. Вы можете играть в танцы с Кепочкой в одной сцене, а в следующей — в клон DOOM. Отчасти это похоже на портфолио разработчиков, явно желающих поэкспериментировать с созданием множества разных типов игр, но именно этот масштаб заставляет пространство возможностей MiSide казаться безграничным. Помимо этого, в игре есть коллекционные предметы и различные костюмы, которые можно разблокировать, что побуждает вас внимательно исследовать пространства, но при этом не воспринимать всё слишком серьёзно. Это всего лишь игра, в конце концов. Что может пойти не так?
MiSide — это игра, которая настолько стремится к тому, чтобы вы получили удовольствие, что выходит за рамки строгой формулы игр. Она становится чем-то гораздо более особенным и запоминающимся. MiSide может быть страшной и кровавой, а иногда серьёзно выбивает из колеи. Но самое главное — она хочет, чтобы вы запомнили, как весело вы провели время.