
У большинства казуальных игроков последних лет имя Atlus обычно ассоциируется с серией Persona. Эта серия, созданная под руководством Кацуёры Хасино, являясь ответвлением франшизы Shin Megami Tensei, стала одной из самых стильных и захватывающих японских РПГ последних лет. Смогла ли команда Atlus выйти за пределы привычных рамок, или же Metaphor: ReFantazio — это та же игра с новой маской?
Metaphor: ReFantazio начинается с намёка на современную жизнь и окружение, прежде чем перенести игрока в исекай. Это альтернативный мир, описанный в книге о конфликте и интригах. Не ведая о большом сюжете, игрок берёт на себя роль синеволосого юноши. Его конечная цель — подорвать избирательный процесс, чтобы установить нового короля и вместо этого привести к власти молодого проклятого принца, которого большинство считает погибшим. В ходе этого путешествия представитель принца соревнуется, чтобы определить законного наследника трона через народное голосование.
- Дата выпуска: 11 октября 2024 года.
- Платформы: PlayStation 4, PlayStation 5, Xbox Series S|X, ПК.
- Издатель: SEGA/Atlus.
- Разработчик: Studio Zero.
Как можно определить своё положение в мире без избирательных урн и средств массовой коммуникации? Через луну, парящую в небе, украшенную образом короля. Один пустой глазной глазок открывает ряд лиц, представляющих около двадцати наиболее квалифицированных кандидатов. Чем больше их лица, тем шире разрыв в захваченном голосе. По всему миру Metaphor: ReFantazio появляются монолитные статуи. Они позволяют жителям дальних уголков континента знать, кто, возможно, станет их следующим правителем.
В последних частях Persona основной акцент делался на психологии человеческой природы и теории Юнга. Теперь игра явно представляет проблемы мира, где царит расизм среди множества рас и каст. Главный герой игры несёт проклятие рождения в качестве Элды. Это раса, которая изолирована из-за их мощной магии и еретических взглядов. Из-за этого как игроку, так и главному герою предстоит вести тяжёлую борьбу против расизма со стороны почти всех других рас и персонажей в королевстве Евхрония. Само слово «человек» является табу, а люди представлены как уродливые монстры, вдохновлённые картинами Иеронима Босха.
Вдохновлённые — возможно, это слишком мягкое выражение. Многие боссы и крупные враги почти точно копируют одну из фресок «Сад земных наслаждений». Shin Megami Tensei часто фокусировалась на различных мифологиях и религиях мира. Интересно видеть, как дизайнер монстров черпает вдохновение из произведений, редко упоминаемых в играх. Если вам нравятся такие существа, как Мотман и другие известные чудовища из Shin Megami Tensei, игроки могут изучить класс Призывателя, который может вызывать их как боевые заклинания.
Боевая система Metaphor: ReFantazio знакома тем, кто уже играл хотя бы в одну из игр серии Shin Megami Tensei за последнее десятилетие. Ходы выполняются поочерёдно, при этом порядок действий определяется показателем скорости персонажей. Обычно один персонаж с каждой стороны предоставляет всей команде значок Press Turn, когда наступает его очередь. Поэтому важно избавиться от более слабых врагов, прежде чем сразиться с основным боссом. Как и в Shin Megami Tensei V, эффективность атаки определяет, сколько значков Press Turn будет потрачено на данный ход. Обычная атака расходует один значок. Удар по слабому месту противника или критический удар — только половину значка.
Аналогично, уклонение, блокировка или отражение атаки удвоят количество потраченных значков. Это касается обеих сторон. Если вы можете предсказать, какой основной элемент будет использовать противник, игроки могут сменить свой Архетип или надеть аксессуар, который нейтрализует этот элемент. Ближе к концу путешествия Элды игроки могут найти уникальную шляпу для главного героя. Она добавляет ещё один значок Press Turn. Или можно приобрести аксессуары, позволяющие уклониться от атаки и сразу истощить все значки противника. Они будут доступны только ближе к финалу игры.
Социальные связи (Social Links) были важной частью современной серии Persona. Они воплощают физическое проявление доверия между главным героем и выбранным союзником, будь то активный участник боевой группы или сторонний наблюдатель. Эти системы работают аналогично их аналогам в Persona. Время, проведённое с поддерживающим персонажем, повышает его ранг. Это обычно приносит пассивные бонусы для Архетипа, который он даёт игроку. В Metaphor: ReFantazio эта система значительно упрощена. Любое время, проведённое с союзником, всегда повышает ранг. Прошли те времена, когда нужно было несколько раз сводить кого-то на бургер, чтобы повысить уровень социальной связи. Вместо этого игрокам придётся проходить пассивные проверки навыков, основанных на Королевских добродетелях (Royal Virtues). Только после они смогут проводить время с выбранным персонажем.
Удобное меню позволяет в любой момент увидеть, какие союзники готовы к повышению ранга. Выбор персонажа мгновенно телепортирует игрока на расстояние разговора с ним. Многие из этих событий требуют дополнительных условий. Это могут быть разговор с членом команды при путешествии в другой город. Или встреча с ним вечером, а не днём. В каждый из переходных моментов дня Галлика, фея, сопровождающая игрока на протяжении всего путешествия, даёт подсказку и позволяет телепатически общаться, слыша мысли того, кто хочет довериться игроку.
В Metaphor: ReFantazio присутствует окно для продвижения по сюжету, ограниченное календарной системой. У игроков есть лишь определённое количество дней, чтобы завоевать корону. Каждое действие, будь то общение с союзником, чтение книги, участие в сражениях на арене ради славы и чести, и так далее, отнимает половину дня. Если вас раздражала постоянная просьба Морганы из Persona 5 лечь спать после исследования Дворца, то Галлика не даст вам покоя, настаивая на том же после исследования подземелий днём.
Поэтому подземелья в Metaphor: ReFantazio лучше проходить за один день, избегая возвращений. Мана (магическая энергия, MP) по-прежнему является ограниченным ресурсом. Мало способов восстановить её, кроме использования расходуемых предметов или выхода из подземелья для сна. При этом есть несколько способов обойти эту систему в свою пользу. Самый простой — сменить Архетип персонажа на мага и атаковать врагов в открытом мире или пропускать ходы в бою. Оба этих действия дают минимальное (3-8 MP) восстановление. Этого достаточно, чтобы продвигаться дальше, если игрок проводит достаточно времени на фарме.
Система Архетипов отличает новую игру от её аналогов в Shin Megami Tensei. Общие черты у них тоже есть. Вместо того чтобы быть привязанным к одному аркану или Персоне, каждый член команды в Metaphor: ReFantazio может использовать одни и те же Архетипы и переключаться между классами. Эти Архетипы меняют всё: от оружия персонажа, его элементарных сильных и слабых сторон до бонусов к основным характеристикам, как положительным, так и отрицательным.
Если вы хотите собрать команду из четырёх магов или стрелков, это полностью на ваше усмотрение. Каждый персонаж прокачивает выбранный Архетип независимо. Всегда стоит набирать как можно больше уровней. Почти все навыки, полученные в одном Архетипе, могут быть перенесены в другой. Это связано с системой Соратников. Продвинутые уровни каждого Архетипа открываются и увеличивают количество навыков, которые можно перенести в выбранный класс.
Есть один недостаток в системе Архетипов. Она в значительной степени повторяет ограничения системы персонажей в Final Fantasy VII. Поскольку каждому члену отряда дают одинаковые инструменты, это делает их схожими. Единственное различие между персонажами заключается в их врождённых характеристиках и развитии. Учитывая, что Архетипы определяют, какое оружие может использовать тот или иной персонаж, это ещё больше уменьшает свободу игроков в создании по-настоящему разных героев.
Таким образом, всё сводится к склонности игрока к ролевой игре и тому, как он захочет распределить персонажей по определённым ролям. Если вы хотите превратить эльфийского рыцаря Хулкенберга в мага, наносящего огромный урон, или дать главному герою огромный двуручный топор — это целиком ваш выбор.
Можно сказать, что это Persona 6 под другим именем, а не новая игра с собственными достоинствами. Это не значит, что команда Хашино не создала ещё одну стильную JRPG с обширным потенциалом. Только Metaphor: ReFantazio не назовёшь совершенно новой фэнтези-вселенной. Если после серии Persona у вас осталось желание продолжить, то Metaphor: ReFantazio, безусловно, заслуживает вашего внимания.

Плюсы
- Запоминающиеся персонажи.
- Оригинальная система перемещения.
- Отличное художественное оформление.
- Захватывающая боевая система.

Минусы
- Предсказуемый сюжет.
- Скучный дизайн подземелий.