
Как радость, которую испытываешь, когда снаряд из гаусс-пушки врезается в кабину вражеского меха, так и MechWarrior 5: Clans бьёт сильно. Но может и разочаровать, как битва с Атласом, когда у тебя нет руки. С одной стороны, это захватывающий, механически выверенный симулятор боевых мехов. Он превосходно справляется с кастомизацией и сложностью, ожидаемой от этой серии ходячих танков. Мало что может быть более удовлетворяющим, чем уничтожить вражеский мех единственным залпом двух гаусс-пушек с дальнего расстояния. Или тонко настроить свой мех, пока не получишь идеальное сочетание веса, брони и оружия, подходящее под твой стиль игры. Кампания Clans (которую можно пройти в одиночку или с до пяти игроками в кроссплатформенном кооперативе) затрагивает важные темы и вопросы.
С другой стороны, игра страдает от багов, которые мешают полному успеху. Но когда видишь финальные титры после 25-часового прохождения, хочется сыграть снова.
В Clans вам предстоит играть за Джейдена из клана Смоук Джагуар. Это молодой МехВоин, который мечтает сделать себе имя как в своём клане, так и в отряде, называемом Кобальтовая Звезда. Вскоре после вступления в командование команда оказывается втянутой в нашествие кланов на Внутреннюю Сферу. Конечная цель? Принести славу клану Смоук Джагуар и вернуть Терру, родину человечества. Это ваше предназначение и предназначение клана Смоук Джагуар — величайшего из всех кланов. (Так считают твои командиры в клане Смоук Джагуар.) Это интересная группа персонажей. Сюжет набирает обороты медленно, но он остаётся захватывающим даже в начале.
Не обязательно играть в другие игры серии MechWarrior, чтобы понять историю Clans. Даже не нужно играть в MechWarrior 5: Mercenaries. И всё же, общее знакомство со вселенной BattleTech сильно поможет в понимании таких вещей, как запрет на использование сокращений или почему термин «свободнорождённый» считается оскорблением, а не названием новой игры из серии Final Fantasy. Не будем вдаваться в детали. История Clans о честолюбивом молодом пилоте меха, ведущем этически сомнительную кампанию по возвращению Земли для его руководителей, помешанных на евгенике, стоит того, чтобы пережить её без спойлеров. Особенно если вы не знакомы с этим фрагментом лора. Но игра смело задаёт вопросы о человеческой цене конфликта в галактическом масштабе.
MechWarrior 5: Clans погружает вас в дистопическое общество, управляемое пропагандой. Вам рассказывают через брифинги, диалоги во время миссий и одни из самых визуально впечатляющих и хорошо анимированных катсцен, что клан Смоук Джагуар — величайший из кланов. Что возвращение Терры освободит людей, живущих там, от гнёта тирании. Всё, что ты делаешь — правильно и справедливо. Что честь в бою важнее всего. Вероятно, уже с самого начала понятно, куда всё идёт. Наблюдать за тем, как персонажи проходят через этот путь и сталкиваются с природой полномасштабного конфликта, весьма увлекательно.
Были миссии, где история и игровой процесс переплетались очень тесно. Это заставляет испытывать сильные эмоции. Piranha Games отлично справилась с тем, что делает вселенную MechWarrior уникальной. За исключением пары слабых (но ни в коем случае не плохих) ролей, актёрский состав отлично справляется с передачей эмоций и, зачастую, неловкости. Учитывая, что это, по сути, группа детей, обученных для ведения войны. Джейден и командующий галактикой Кордара Перес особенно выделяются благодаря выдающейся игре актёров.
Есть и замечания: хотелось бы провести больше времени с этими персонажами между миссиями. Большинство их сюжетных линий чётко определены. Есть несколько ключевых событий, которые происходят за пределами экрана. Было бы интересно увидеть их более глубокое развитие. Также стоит отметить, что MechWarrior 5: Clans немного затягивается (здесь много подготовки). Как только игра начинает развиваться, она становится по-настоящему захватывающей, а концовка отлично проработана. В конце есть даже важное решение, которое кардинально изменяет происходящее в последних миссиях. Это значительно увеличивает желание снова вернуться в игру. Конечно, вы можете переиграть любую миссию без необходимости начинать новую игру, если хотите, но может возникнуть желание снова пройти всю историю.
Суть серии заключается в миссиях, которые вы выполняете, достигая своих целей. Затем вы возвращаетесь на свой корабль, чтобы настроить или заменить мех, исследовать улучшения и обучать пилотов. Здесь представлено множество вариантов. Вы можете защищать захваченную базу от атаки. Пытаться незаметно пройти мимо врагов на миссии по разведке. Участвовать в жестоких боях с другими мехами или захватывать укреплённую позицию. Особенно впечатляет, сколько миссий Piranha Games удалось вместить в Clans без того, чтобы они казались скучными или повторяющимися, если это не нужно по сюжету. Прохождение заняло около 25 часов. Здесь действительно есть много чем заняться. Почти всё это запоминающееся и уникальное. Это длинная игра, но вам не будет скучно. Вы всегда можете переиграть любимые миссии позже и попытаться выполнить дополнительные задания. Будь то завершение их за определённое время или при соблюдении ограничения по весу вашего меха.
MechWarrior 5: Clans прекрасно управляется как с помощью контроллера, так и с помощью мыши и клавиатуры. Есть классические и современные стили управления на выбор. Первый акцентирует внимание на управлении дросселем и независимом движении ног и торса меха. Второй напоминает более традиционные шутеры. Оба варианта хорошо работают, и нет правильного или неправильного выбора. Тем не менее, управление этими металлическими чудовищами требует практики. Даже самым лёгким мехам нужно время, чтобы замедлиться, развернуться и повернуть. Пространственное восприятие играет ключевую роль.
То, как вы будете играть, скорее всего, будет определяться вашим оснащением. Если у вас много малых или средних лазеров, автопушек или ракет ближнего боя, вы, вероятно, захотите оказаться в гуще событий. Но если вы используете гаусс-пушку, ракеты дальнего действия или более крупные лазеры, вам, возможно, стоит остаться на заднем плане и вести бой на расстоянии.
Все оружия в MechWarrior 5: Clans ощущаются потрясающе. Будь то наблюдение за тем, как ваш тяжёлый мех отшатывается назад от отдачи гаусс-пушки, попытки точно подобрать время для выстрелов из автопушки, чтобы максимизировать скорость стрельбы и избежать заеданий, управление теплом, генерируемым лазерами. Или определение, какой враг примет на себя ваши ракеты – вы всегда принимаете интересные решения в бою. Когда вы делаете особенно сложный выстрел, это выглядит, звучит и, если вы используете контроллер, ощущается потрясающе.
Также вам необходимо управлять боеприпасами (если используемое вами оружие их требует) и прочностью меха. Если потеряете слишком много брони, начнёте получать структурный урон. Получив слишком много такого урона, вы можете потерять руку и установленное на ней оружие. Это значительно снизит ваши боевые возможности. Или, возможно, вы потеряете ногу, и ваша подвижность снизится. А если враг сможет пробить броню, защищающую ваш корпус, и нанести несколько хороших ударов? Это будет конец.
В миссиях MechWarrior 5: Clans время от времени будут ремонтные доки для мехов, которые можно использовать для починки брони вашего (и ваших отрядов) после тяжёлых боёв, но на них нельзя полагаться. Некоторые миссии просто не имеют их, а когда они появляются, это ограниченный ресурс. Это означает, что лучший подход всегда заключается в том, чтобы минимизировать количество получаемого урона и избегать выставления слабых частей вашего меха на открытое пространство. Это классная система, которая поощряет стратегическую игру. Потерять оружие всегда болезненно. Можно ощутить себя командиром, добравшись до ремонтного дока, не потеряв ничего при низком уровне здоровья.
Конечно, эти системы применимы не только к вам. Если вы знаете, как построены мехи, с которыми вы сражаетесь, вы можете нацелиться на соответствующие части их «тел» и устранить их основные сильные стороны. Например, плечевые ракетницы Catapult могут разорвать вас на куски, если вы не будете осторожны. Это уже не так страшно, если вы издалека отстрелите обе его руки. В то же время, если у меха вашего товарища по отряду оторвало ногу, ему будет трудно угнаться за вами. Вам придётся планировать свои действия соответственно, чтобы избежать боя с уменьшенной силой. Важно принимать правильные решения в данный момент. Вы будете вознаграждены за то, что выбираете свои позиции и распознаёте угрозы.
К счастью, Clans предоставляет множество инструментов для оперативной корректировки тактики. Вы можете использовать BattleGrid — карту сверху. На ней отображается местность и любые обнаруженные вами враги, позволяя выдавать более сложные приказы отряду. Так можно сделать, чтобы ваши повреждённые мехи оставались позади, пока здоровые занимают передовую. Когда вы не можете рисковать входить в полноэкранное меню во время боя (действие не приостанавливается), есть радиальное меню (или ряд опций, связанных с функциональными клавишами на клавиатуре). Здесь можно командовать отдельными юнитами. Это позволяет быстро нацеливаться на объекты в поле зрения. Вы даже можете переключиться на прямое управление другими членами своего отряда, если вам надоест играть за Джейдена или если он будет сбит.
Под капотом ещё больше возможностей. Хотите увеличить скорость охлаждения? Вы можете перегрузить свой мех и добиться этого. Это означает, что вы повредите себя (и даже взорветесь), если перегреетесь. Этот риск может быть оправдан, если альтернатива — быть избитым из-за того, что вы не смогли быстро уничтожить вражеские цели. Иметь так много способов настроить свой стиль игры — это плюс. Это гарантирует, что вы всегда контролируете свой отряд и принимаете важные, оперативные решения, даже если играете в одиночку.
Говоря о выборе, обсудим настройку мехов. В Clans есть 16 типов мехов, разделённых на лёгкие, средние, тяжёлые и штурмовые категории. Viper, с которым игра началась, — это 40-тонный мех. Он быстр для среднего веса и имеет доступ к большому количеству огневой мощи, если вы правильно выполните настройки. Прочность же не является его сильной стороной. Когда нужен более мощный мех, есть Mad Dog — 60 тонн ракетной и баллистической ярости. Знаменитый Timber Wolf — это тяжёлый мех весом 75 тонн с огневой мощью на все случаи жизни и способностью сражаться с гораздо более крупными противниками, если вы правильно его используете. Он безгранично настраиваем — можно установить на него две ракетницы, гаусс-винтовку, несколько лазеров и останется достаточно слотов для боеприпасов и дополнительной брони для защиты рук.
Но такого уровня кастомизации вы не увидите на Shadow Cat. Здесь всего три предустановленных загрузки Omnipod и меньше возможностей в целом. За это он достаточно быстр, может использовать свои джет-прыжки для высоких подъёмов и имеет большую грузоподъёмность для среднего меха. Это позволяет ему оснащаться тяжёлым оружием, как гаусс-винтовка. А ещё есть Dire Wolf — 100-тонный монстр, который является более тяжёлым Timber Wolf и может спокойно проходить через всё на своём пути, хоть и медленно.
Clans не даёт такой свободы, как Armored Core, но вы всё равно можете построить много интересных мехов. Например, можно создать мех с 12 лазерами, который перегревается, как только открывает огонь, если только он не стоит в воде, чтобы снизить уровень нагрева. В таком случае он убивает практически всё с одного выстрела. Если использовать две гаусс-винтовки, ультраавтомат, два тяжёлых лазера и ракетницу, мех будет хорош на любом расстоянии. Гаусс-винтовки смогут уничтожить меньших мехов с одного залпа. Executioner по сути является снайпером, стреляющим тремя импульсными лазерами для дальнего боя. Он может вернуться к четырём лазерам для средних дистанций и паре пулемётов для близких столкновений.
Ещё есть множество улучшений навыков пилотов, улучшений корпусов мехов и исследовательских опций для повышения характеристик, которые можно сохранить и получить между миссиями. Вам придётся управлять своими ремонтными техниками, чтобы убедиться, что ваши мехи в хорошем состоянии. Нанимать учёных для ускорения исследований. Выбирать, в каких типах мехов ваши пилоты будут специализироваться. Это даст бонусы, если они потом используют их в бою.
Это может показаться сложным (и так и есть), но с этим довольно легко справляться. Вам, возможно, придётся принимать трудные решения — какой навык улучшить для этого пилота? Чей мех идёт в бой без полной починки, потому что у нас недостаточно техников? Какие улучшения должны быть приоритетом для учёных? Всё это часть веселья. Вы будете проводить столько же времени, возясь с меню, сколько и шагая по полю боя. MechWarrior — игра о кастомизации, включая покраску.
Вы можете играть всю кампанию в кооперативе на пять игроков с кроссплатформенной игрой. К сожалению, совместная игра также приносит множество проблем. Во-первых, друзья не могут вручную выбирать, какими пилотами они будут играть, когда присоединяются к вам. Это плохо, потому что каждый из них хорош в разных областях, и это может повлиять на то, что вы строите. Может потребоваться несколько раз покинуть и снова сформировать кооперативную группу, чтобы всех правильно расставить.
Ещё хуже, если приходится перезапускать миссию. Каждый участник часто оказывается в роли другого пилота и управляет другим мехом, чем на первом этапе.
Совместная игра страдает от проблем с синхронизацией. В одной из миссий предстояло сражаться с боевым кораблём, который кружил над территорией, которую нужно было защитить. У начавшего игру всё работало нормально, но у друзей корабль либо висел совершенно неподвижно в воздухе, либо находился далеко. Им казалось, что командир стреляет в пустоту, и из-за этого миссия была значительно сложнее. Лидер группы в любой момент мог переключиться на другой мех, если погибал, но они не могли. Если лидер умирал, он просто переключался на другой мех и продолжал миссию. Если они умирали, им приходилось сидеть и ждать завершения. В таких случаях приходится перезапускать уровень (что означало выходить, заново формировать группу и т.д.).
В целом кооператив в Clans интересный, но его проблемы ужасны. Piranha объявила о планах выпустить патч, который исправит ошибки в кооперативе «в ближайшие дни» после запуска. Не имея возможности протестировать эти исправления, становится гораздо сложнее рекомендовать играть сейчас с друзьями.
Соло-пробежка стала бы хорошей разминкой, но ошибки есть и здесь. Иногда эффекты от лазеров не появлялись, хотя они наносили урон. В очень длинной миссии в поздней игре Clans не распознала, что объект уничтожен, и нельзя было продвинуться вперёд. Пришлось пройти всю миссию заново.
Заключение
MechWarrior 5: Clans удивила отличной кампанией, поддерживаемой продуманным, хорошо рассказанным сюжетом, великолепным дизайном миссий, фантастическими боями и возможностями кастомизации. Понравилось играть в Clans, особенно в кооперативе. Несколько сюжетных моментов и миссий запомнятся надолго. Хотелось бы, чтобы первое прохождение не было таким забагованным, особенно в кооперативе. Если обещанные патчи от Piranha смогут исправить проблемы, в Clans будет гораздо меньше разочаровывающих моментов и впечатления станут только лучше.

Плюсы
- Фантастический дизайн миссий.
- Сильная сюжетная история.
- Кооперативная игра на пять игроков.
- Хорошая кастомизация.

Минусы
- Немалое число багов.
- Внутриигровая валюта излишня.
- Недоразвитая кастомизация пилотов.