
Бывают мысли о том, что в жизни уже не придётся испытать ощущений, какие были при первом прохождении игр «Готика 2» или Skyrim – кому что ближе. И вот выходит Kingdom Come: Deliverance 2, унося в дали фантазий. Вооружённая превосходной, основанной на навыках боевой системой и захватывающей средневековой сагой, достойной голливудского блокбастера, она стала одновременно и продолжением, и триумфом. Она воплотила в жизнь множество идей оригинала так же, как The Witcher 3 для CD Projekt Red или Greedfall для Spiders. Конечно, ни одна игра такого размаха и масштаба не обходится без технических шероховатостей. Её дизайнерские решения порой противоречат друг другу. Как и внутренние конфликты главного героя Генри. Но даже с этим её величие трудно отрицать.
Эта трагическая история начинается почти сразу после событий Kingdom Come: Deliverance 2018 года. Быть может, необязательно играть в первую часть, чтобы быстро вникнуть в происходящее. Основной сюжет довольно легко понять. Большинство отсылок хорошо объясняются по мере развития событий. Генри, сын кузнеца, неожиданно ставший воином, оказывается в самом центре династических интриг и кровопролития, разыгрываемых разношёрстным и сложным актёрским составом. Среди них — шумный и недалёкий сын его сюзерена. А также несколько запоминающихся появлений реальных исторических личностей.
Но настоящей звездой, сияющей ярче всех в этом обширном крае, является город Куттенберг. Это может быть одна из величайших достопримечательностей современного РПГ-мира. Никогда прежде не приходилось не гулял по улицам виртуального средневекового города, который казался бы настолько огромным, детализированным и живым.
Его планировка во многом основана на реальном городе, который существует и сегодня. Некоторые улицы точно повторяют современные кварталы. Это восхитительное место, где можно просто бродить и находить самые разные городские приключения. От разрешения спора между двумя соперничающими школами фехтования до охоты на жестокого серийного убийцу. Некоторые NPC явно говорят голосами одних и тех же актёров, а другие имеют одинаковые лица. Это иногда немного выбивает из погружения. Но трудно зацикливаться на этом в таком месте. При первом попадании сюда за плечами уже было более 40 часов из 120-часового путешествия. Можно провести в городе несколько игровых дней, выбирая самые крутые наряды и лучшую броню, какую только можешь себе позволить. Именно такие эмоции должен вызывать визит в огромную региональную столицу.
Больше всего впечатлило разнообразие квестов. Это касается не только Куттенберга. Вас почти никогда не отправляют просто убить бандитов или отнести посылку в соседний город. По крайней мере, без какого-нибудь интересного поворота, эмоционального напряжения или важного выбора. В игре около 100 заданий. Практически каждое было достаточно запоминающимся, чтобы стать кульминацией в менее амбициозной РПГ.
Некоторые квесты в концепции были сильнее, чем в исполнении. В одном из них, найденном совершенно случайно, вас заведут глубоко под землю. Фехтовальное приключение превратится в настоящий хоррор. Однако оно оказалось слишком коротким, чтобы страх по-настоящему успел овладеть вами. Тем не менее, побочные задания никогда не превращались в рутину. Каждое из них ощущалось как полноценный эпизод «Приключений Генри» – с отличным сюжетом и уникальными задачами. Это показатель их качества – даже за 120 часов ни разу не показалось, что игра затянута.
По пути встречаются огромные, завораживающе красивые пейзажи, раскинувшиеся на двух картах открытого мира, каждая из которых наполнена тщательно воссозданными деталями жизни позднего средневековья в Богемии. В географическом плане разнообразие невелико – в основном это лесистые холмы и луга. Но так и должно быть, ведь именно так эта местность выглядит в реальности. Простора здесь достаточно, чтобы заблудиться, а контраст между деревнями и дикой природой создаёт ощущение разнообразия. Правда, показалось странным, что в большинство церквей зайти нельзя.
Если побочные квесты напоминают эпизоды качественного сериала, то основная сюжетная линия – это полномасштабный военный фильм с невероятным размахом, мощным сценарием и яркими эмоциями. Главный антагонист Генри может запомниться надолго. Он заставляет переосмыслить всё сделанное, приведя к одной из самых запоминающихся финальных битв. История взрослая, но не мрачная ради мрачности. Она исторически достоверная и задаёт важные вопросы о том, что значит быть героем или злодеем.
К сожалению, Kingdom Come: Deliverance 2 пытается быть и линейной средневековой драмой, и песочницей с открытым миром одновременно. Эти две концепции не всегда сочетаются. Худшим опытом в игре стал Венгерский лагерь.
В одной из поздних игровых зон расположен военный лагерь короля Сигизмунда. Того самого коварного завоевателя, которого вы ненавидите с первой же сцены первой игры. Если вы захотите напасть на него в одиночку, вы будете растоптаны. Прокачавшись, вы можете вернуться сюда и отомстить, вырезав всех врагов.
Поэтому было разочаровывающе, когда вскоре после этого вас просят проникнуть в этот же лагерь в роли шпиона. Генри даже не упомянул, что он полностью его разорил и что на его голову назначена такая награда, что власти даже не стали бы разбираться – никаких штрафов, никакой тюрьмы, просто казнь на месте при первой же поимке. Это был обязательный сюжетный квест без альтернативных путей. Абсурдным и раздражающим решением оказалось подкрадываться к бессмертным сюжетным NPC несколько раз, чтобы заговорить с ними и запустить кат-сцену до того, как тот же самый NPC заметит вас и побежит звать охрану.
Это портит вашу репутацию, поскольку убийство вражеских солдат-оккупантов оказалось преступлением, которое угнетённые крестьяне Сигизмунда не могут простить, после чего вас ненавидят во всех городах. Но это скорее досадный исключительный случай в том, что в остальном оказалось невероятно увлекательным, по-настоящему марафонским прохождением.
За исключением этого провала, можно наслаждаться практически каждой минутой, проведённой с Генри и его товарищами. Тактическая, основанная на навыках боёвка с мечами стала ещё более отточенной по сравнению с уже отличной системой из первой игры. Хотя на высоких уровнях баланс между характеристиками персонажа и реальным мастерством игрока смещался слишком сильно в сторону первых. В итоге можно было дойти до финала, так и не освоив толком фехтование. Чего точно нельзя было сказать о первой части. Но в целом боевая система стала более плавной, разнообразной и удобной. Особенно заметен прогресс в стрельбе из лука – она стала значительно лучше.
Теперь в игре есть мини-игра по кузнечному делу. Она показалась немного топорной и не слишком удовлетворяющей. И всё равно здорово, что можно использовать в бою меч, выкованный своими руками. Алхимия же стала гораздо более интуитивной.
Также очень понравилась новая система перков, где каждое повышение уровня даёт сразу несколько значимых вариантов улучшений. В первой части многие перки ощущались скорее как боковые модификаторы, чем полноценные апгрейды. Например, был навык, который делал сон под открытым небом более восстанавливающим, но при этом ухудшал качество отдыха в кровати. В сиквеле этот перк даёт только бонус, без отрицательных эффектов. И хотя в новой части не было ни одного квеста, настолько же необычного и запоминающегося, как монастырская арка из оригинала, прокачка учёности и возможность решать задания, уничтожая врагов фактами и логикой, тоже была отличной.
Kingdom Come: Deliverance 2 отлично идёт на 4070 Ti даже в 4K на очень высоких настройках. Семилетней давности первая часть идёт на этой системе хуже. Так что оптимизация здесь заслуживает отдельной похвалы. Конечно, багов хватает, но в основном это забавные моменты, которые хочется заскриншотить и отправить друзьям. В РПГ с таким масштабом это вполне ожидаемо. Лишь изредка что-то действительно мешало игровому процессу.
Заключение
Во многом Kingdom Come: Deliverance 2 кажется духовным преемником реактивных РПГ от первого лица. Такие, которые Bethesda давно бросила в грязь в погоне за широкой аудиторией. При этом у неё ещё и отличная боевая система ближнего боя, до которой The Elder Scrolls никогда близко не дотягивалась, даже в свои лучшие годы. Иногда игра не до конца понимает, хочет ли она быть кинематографичной историей о конкретном человеке в конкретном приключении или же по-настоящему динамичной песочницей с разнообразными сайд-квестами. Это может привести к конфликтам, разрушающим погружение. Но в большинстве случаев одно не мешает другому. Вы свободно можете исследовать мир и проходить его многочисленные дополнительные истории на пути к мощному и глубоко продуманному финалу основной сюжетной линии. Погружение в этот мир останется в памяти надолго.