Конфликт является центральным элементом Frostpunk 2, сиквела популярной игры от 11 Bit Studios в жанре выживания и градостроительства. От различных фракций, борющихся за власть, до внутренних смятений при принятии критически важных решений — в игре есть моменты, которые заставляют напрячься, пока пытаешься предотвратить разрушение своего города.
Кампания Frostpunk 2 разворачивается через 30 лет после событий первой части. Капитан, главный герой оригинальной игры, мёртв. Теперь предстоит взять на себя роль Доверенного, которому выпала трудная задача руководить процветающим поселением и его жителями. Это нелёгкая задача, усложнённая взаимосвязанными механиками и функциями. Хотя приятно видеть изменения в игровом процессе, проблемы с пользовательским интерфейсом и тематические изменения иногда мешают в остальном сильному сиквелу.
От микро к макро
Первый конфликт Frostpunk 2 был внутренним: примирение различий между оригинальной игрой и сиквелом. Ранее нужно было управлять Городом, одной из последних опор человечества в Британии после апокалиптического события, известного как Великие Мерзлоты. Оно окутало мир холодом и беспощадным льдом. В то время приходилось беспокоиться о строительстве отдельных зданий, а также о перераспределении граждан и специалистов на различные задачи.
В Frostpunk 2 придётся отправлять «Ледоколы», чтобы ломать лёд, прежде чем получится построить целые районы, охватывающие несколько гексагональных плиток. Теперь нужно справляться с населением в десятки тысяч человек, а не в сотни, как прежде. Frostpunk 2 стал больше, жёстче и смелее. Это стало значительным изменением масштаба от микро к макро.
Районы имеют стоимость обслуживания в виде необходимого тепла и материальных ресурсов. Будь то жильё для жителей, продовольственные производственные мощности для снижения голода или экстракторы для угля, нефти и пара, нужно внимательно относиться к размещению районов, чтобы оптимизировать бонусы. Сами системы как свежи, так и знакомы. Можно провести параллели с 4X-стратегиями, такими как Civilization 6. Здесь есть исследования, расширения, эксплуатация и избегание уничтожения.
Эта концепция дополняется несколькими улучшениями, хабами и расширениями. Среди них те, которые увеличивают доходность или добавляют новые функции. Например, системы фильтрации предотвращают нищету, академии ускоряют исследование, тюрьмы позволяют заключать в тюрьму бунтовщиков, а экскаваторы добывают почти неограниченные ресурсы из-под земли. Благодаря множеству опций кратерный посёлок превращается в бурлящий мегаполис.
Колонизация Льдов
Frostpunk 2 подчёркивает необходимость исследования с множеством регионов, составляющих Льды. Можно отправлять разведчиков на экспедиции в суровые условия рядом и вдаль. Некоторые районы могут иметь цепочки событий, например, связанные с бродячими кочевниками. Другие изобилуют материалами, которые можно транспортировать в своё главное поселение по взаимосвязанным путям.
Более смелые усилия даже привели к колонизации регионов в непригодной для жизни пустоши. Так вы станете управляющим несколькими небольшими поселениями, переместив часть населения Города и накопленные ресурсы. Эта функция идёт рука об руку с подходом 4X-стратегии, что делает сиквел более доступным. Вместо того чтобы беспокоиться из-за того, что сто граждан погибли, а у вас не хватало рабочей силы для производства ресурсов, можно просто получать еду, топливо и товары из открытых регионов.
Однако прогресс не обходится без затрат. Наиболее заметные конфликты в Frostpunk 2 происходят из-за фракций. Некоторые, такие как более умеренные Новые Лондонцы и Ледяные жители, — две стороны одной медали. У них могут быть разные системы верований, но с ними легко поладить. Есть радикальные группы, такие как Сталевары и Пилигримы, которые диаметрально противоположны друг другу.
Если в кампании поддерживать Стюардов, это вызовет недовольство Пилигримов. В итоге можно дойти до того, что появится возможность периодически «заставлять некоторых из них исчезнуть». В итоге, в одной из глав придётся принять судьбоносное решение о том, как обустроить Винтерхом, одно из ключевых мест из первой игры. Вместо того чтобы следовать предложению Сталеваров, которые выступали за прогресс и заслуги, можно поддержать Пилигримов, которые хотели обосноваться в Винтерхоме, не нанося вреда окружающей среде. Это приводит к гражданской войне между двумя группами. Придётся собрать диссидентов и построить отдельный анклав, где старые союзники могли находиться под стражей, прежде чем вы одержите победу, и остальные провозгласят вас новым Капитаном.
Управление городом
Управление городом в Frostpunk 2 означает принятие законов через систему Совета. Эта палата состоит из делегатов существующих фракций. Большинство из них не особо охотно принимают ваши идеи. Придётся вести переговоры с теми, кто колебался относительно предлагаемого закона, обещая построить определённые здания, подкупая их тепловыми марками (деньгами) или предоставляя привилегию выбора следующего предложения, за которое будет голосовать Совет. Определённые действия также позволяли увеличить ряды предпочтительной организации или предотвратить голосование делегатов.
Подход Frostpunk 2 сложный и захватывающий, моделируя, как ослабленное сообщество с зависимостью от одного лидера переходит к социальным динамикам разрозненных групп с собственными интересами. Придётся привыкать к тому, что вы больше не Капитан, который может принимать решения по своему усмотрению. Теперь вы лишь Доверенный, и нужно угождать множеству групп. Это как ходьба по канату, где крайне важно найти баланс между тем, что вы действительно хотите для Города, и требованиями, которые время от времени возникают. Играя в режим бесконечной песочницы «Utopia Builder», можно выбирать фракции в начале прохождения. Бывали даже случайные возникшие группы с собственными принципами.
Интерфейс на льду
Эта концепция распространяется на дерево технологий. Один блок может предпочитать определённое достижение или политику, хотя это противоречит убеждениям другого. Таким образом, стремление к науке стало частью политической манёвренности. Нельзя просто исследовать передовые фабрики и улучшения генераторов, так же как нельзя внедрить программу по рождаемости и принудительные браки. Нужно удостовериться, повлияют ли эти технологии на отношения с фракцией.
Дереву технологий требуется доработка, поскольку эффекты заблокированных технологий остаются скрытыми. Если в режиме песочницы вы забудете, какая технология нужна для конкретного здания, придётся загрузить поздние стадии кампании, чтобы увидеть правильный вариант исследования.
Внешне Frostpunk 2 выглядит великолепно — от заснеженных пейзажей до обдуваемых ветром холмов, укрытых смертоносными белыми бурями. А вот интерфейс нуждается в нескольких доработках. Было трудно воспринять информацию, когда что-то шло не так. Например, когда люди умирали от холода, хотя было более чем достаточно отопления и укрытий. Или когда ищешь специализированные районные здания. Можно так увлечься управлением одной колонией, что полностью забываешь о главном поселении. Между тем, районы нужно ремонтировать, а бунты — подавлять. Простые подсказки или боковые панели, подобные Civilization 6 или Crusader Kings 3, могли бы помочь, вместо того чтобы проверять каждую территорию или ресурс на предмет возможных проблем.
Бывали и баги. На компьютере с Nvidia RTX 3080, Intel i9-10900K и 32 ГБ памяти даже при высоких настройках с включенной DLSS производительность иногда падала. К счастью, Frostpunk 2 не зависала и не вылетала.
Заключение
Frostpunk 2 является впечатляющим сиквелом, но его трудно оценить. Такие механики, как районы, фракции и система голосования делают игру больше и более обширной, чем предшественник. Именно эти механики создают наибольшее противоречие: разрыв между оригиналом и сиквелом, а также необходимость адаптировать мышление при принятии решений.
В предыдущей игре каждая моральная или этическая дилемма имела серьёзные последствия. Это часто заставляет дважды подумать о выборе. Мрачная реальность постапокалиптической жизни и различные тяжёлые решения присутствуют и в сиквеле, будь то позволение пожилым людям заботиться о себе или отправка детей на работу в шахты. Тем не менее, произошёл резкий сдвиг в тональности — от фокуса на нескольких страдающих людях к подходу к сложным ситуациям с явной целью удовлетворить требования политических групп.
Теперь вам предстоит вести развивающееся общество, готовое вернуть то, что человечество потеряло. Это дало обратный эффект — уменьшение влияния дилемм на личном уровне станет спорным изменением для фанатов. Стратегические слои Frostpunk 2 добавляют большую глубину, а игровой процесс выживания остаётся столь же увлекательным, как прежде.
Frostpunk 2 была протестирована на ПК.