
Последнее обновление от 15 июня, 2025 автором Антон Резчиков
Несмотря на весь ажиотаж вокруг франшизы Five Nights at Freddy’s, о новой части серии, «Секрет Мимика», почти ничего не было слышно. Кроме анонсирующего трейлера на State of Play, информации о проекте практически не было. Это заставило сомневаться, выйдет ли игра в обещанный день. Тем не менее, «Секрет Мимика» всё же появилась. После нескольких часов игры вынесен довольно суровый вердикт.
Хотя жанр хоррор вызывает желание видеть успех каждого проекта, в «Секрете Мимика» слишком много проблем, чтобы закрыть на них глаза. Игра не провальная, но крайне разочаровывает по сравнению с высокими ожиданиями. Несмотря на все недостатки, Five Nights at Freddy’s: Security Breach доставила немало удовольствия. Была надежда, что тот же шарм спасёт «Секрет Мимика» от возможных неудач. Однако этого не случилось.
Новый рубеж для франшизы
Во многих отношениях «Секрет Мимика» открывает совершенно новую главу для франшизы Five Nights at Freddy’s. Ранее игры серии ограничивались тёмными помещениями, окружёнными электроникой, в местах, связанных с детьми, будь то ресторан, аттракцион ужасов или мегаплекс. «Секрет Мимика» переносит игрока в заброшенную мастерскую, бывшее здание «Костюмерной Мюррея», и смещает акцент с привычных аниматроников. Новое окружение, новые враги и совершенно новый протагонист. Благодаря акценту на сюжетных диалогах и смелым сценам на открытом воздухе, «Секрет Мимика» заслуживает похвалы за стремление вывести франшизу на новый уровень.
Однако, несмотря на новизну, «Секрет Мимика» сохраняет до боли знакомое, почти примитивное ощущение. Хотелось бы подробнее рассказать о нововведениях, которые игра привносит в мир FNAF, но их слишком мало, чтобы углубляться. «Секрет Мимика» лучше всего работает, когда сочетает новые идеи с классическим шармом FNAF, но таких моментов крайне мало. Игра либо кажется повторяющейся и упрощённой. Либо настолько оторванной от франшизы Five Nights at Freddy’s, что это вызывает беспокойство за последние проекты серии.
Сюжет в «Секрете Мимика» — это то, что есть. Без спойлеров сложно обсуждать детали, но, честно говоря, без погружения в сложный лор FNAF говорить особо не о чем. У франшизы есть особенность: в сюжете происходит много всего, но в то же время почти ничего. «Секрет Мимика» продолжает эту традицию. Главный герой практически не влияет на происходящее. Человек на другом конце телефона, Dispatcher, добавляет комичности, но его сарказм и сухой корпоративный подход слишком преувеличены, особенно если сравнивать с Phone Guy из первой игры. Phone Guy казался реальным воплощением корпоративной халатности, тогда как Dispatcher в этой игре комично гиперболизирован в своей злодейской манере, как и сообщения, встречающиеся в «Костюмерной Мюррея».
Страх возвращается
«Секрет Мимика» заслуживает похвалы за один из ключевых аспектов любого хоррора — фактор страха. В сравнении с «Нарушением безопасности», где была лишь одна пугающая сцена (в детском саду), эта игра значительно усиливает атмосферу ужаса. С первого шага в «Костюмерную Мюррея» ощущается напряжение. Самые пугающие моменты наступают ещё до появления самого Мимика, но, к чести игры, страх не исчезает после его выхода на сцену. Ранние отзывы называют «Секрет Мимика» самой страшной игрой FNAF, и это мнение можно понять, особенно в первые часы. Тёмные локации, незнакомые враги и стремительные атаки Мимика делают игру пугающей с самого начала. Со временем страх немного ослабевает, но по сравнению с «Нарушением безопасности» франшиза вновь ощущается как хоррор.
К сожалению, на этом положительные моменты игры почти заканчиваются. Основной геймплей «Секрета Мимика» оставляет желать лучшего. Он во многом вдохновлён «Нарушением безопасности» — стелс от первого лица, где в столкновении с врагом можно либо бежать, либо прятаться. Однако, в отличие от других игр жанра, «Секрет Мимика» страдает от нестабильного ИИ врагов. Часто непонятно, как Мимик заметил игрока или, наоборот, не заметил. Уклонение от врагов кажется игрой на удачу, что разочаровывает, хотя в самом Мимике есть интересные моменты. Приятно удивляет, что Мимик появляется в случайном костюме после каждой смерти, что добавляет непредсказуемости. Если бы ИИ был лучше проработан, игра могла бы стать отличным survival horror, но, как и в «Нарушении безопасности», здесь она спотыкается.
Нововведение «Секрета Мимика» — это скриптовые погони, которые стали стандартом в жанре хоррор, но в серии FNAF они раньше не были так заметны. К сожалению, эти погони не оправдывают ожиданий. В одной из первых таких сцен решётка упала на персонажа и прошла сквозь него, игрок пробежал прямо через текстуру головы преследователя без последствий, а после одного неверного поворота в конце коридора последовала мгновенная смерть и возврат к началу погони, что полностью убило адреналин. Скриптовые погони могут быть захватывающими, но если они сделаны плохо, лучше их вообще не включать. В «Секрете Мимика» они реализованы слабо, особенно на фоне конкурентов, которые справляются с этим гораздо лучше.
Проблемы геймплея Five Nights at Freddy’s и не только
Недостатки геймплея «Секрета Мимика» выходят за рамки дизайна встреч с врагами. Некоторые решения не имеют смысла с точки зрения повествования, особенно в завершении скриптовых погонь. В начале игры, после одной из погонь, персонаж необъяснимо приходит в себя в безопасной комнате. Для фанатов Resident Evil это как если бы, убегая от Мистера Х, игрок внезапно оказался перед пишущей машинкой в комнате сохранения. Создаётся впечатление, что бюджет на катсцены закончился, что привело к небрежным переходам и, что хуже, к сбоям. За время игры произошло три вылета, все после завершения погонь. К счастью, прогресс не теряется благодаря улучшенной системе контрольных точек и автосохранения, что значительно лучше, чем в «Нарушении безопасности».
Есть и более субъективная претензия к «Секрету Мимика», но она всё же важна: игра раздражает. Возможно, это продолжение проблем «Нарушения безопасности», но в «Секрете Мимика» почти всё вызывает чувство досады. Некоторые стелс-сегменты кажутся намеренно раздражающими. Особенно участок с персонажем Большой Шатёр, который совершенно нелогично выводит из себя. Даже сбор коллекционных предметов сделан раздражающе. Необходимость вручную подбирать предмет, нести его к точке сброса и сохранять самостоятельно кажется абсурдной. Раздражение в хорроре убивает страх. Повторение одних и тех же действий или секций усиливает досаду и снижает ужас. Это было главной проблемой Outlast 2, The Evil Within и теперь «Секрета Мимика».
Чтобы сбалансировать критику, стоит похвалить визуальный стиль «Секрета Мимика» и его зрелищность. Новые персонажи (костюмы) интересны с точки зрения дизайна, а некоторые локации погружают в атмосферу. Графика игры, за которую стоит поблагодарить Steel Wool Studios, впечатляет и усиливает эффект от появления аниматроников. Однако такой отход от привычного стиля Five Nights at Freddy’s подчёркивает главную проблему игры и её значение для будущего франшизы — кризис идентичности.
Кризис идентичности Five Nights at Freddy’s
Возможно, это вызовет споры, но во время прохождения «Секрета Мимика» казалось, что это новая глава Poppy Playtime. Пробираясь по «Костюмерной Мюррея» и уклоняясь от врагов, возник вопрос: о чём теперь Five Nights at Freddy’s? Просто ли это хоррор с детскими маскотами? Если так, то конкуренция в этом жанре высока, и FNAF далеко не лидер. Первая игра серии была пионером хоррора, показав, что даже простая игра может быть пугающей и вдохновить множество подражателей. Спустя десятилетие грустно осознавать, что FNAF теперь заимствует идеи у игр, которые сама когда-то вдохновила. «Нарушение безопасности» начало этот спад. «Секрет Мимика», возможно, стала символическим гвоздём в крышку гроба идентичности серии.
Стоит отметить, что к игре можно было бы отнестись мягче, если бы Five Nights at Freddy’s не была франшизой стоимостью в миллиарды долларов. Несмотря на критику, «Секрет Мимика» — неплохая игра для тех, кто ищет развлекательный хоррор. Однако с такими ресурсами и фанатской базой игры серии должны быть лучше — они могли бы менять жанр. Вместо этого «Секрет Мимика» ощущается как качественный инди-проект от небольшой команды, поддерживаемой краудфандингом. Это просто недостаточно для франшизы такого уровня, и нельзя сказать, что эта посредственность сохраняет дух старых игр, поскольку «Секрет Мимика» полностью отходит от их атмосферы.
В итоге, если нравится Five Nights at Freddy’s, особенно «Нарушение безопасности», «Секрет Мимика» доставит удовольствие. Любители лора найдут множество загадок для обсуждения в интернете. Но для тех, кто хочет видеть процветание франшизы с её миллиардным потенциалом, «Секрет Мимика» разочаровывает своей заурядностью.