
Сказать, что для BioWare многое поставлено на карту в случае с Dragon Age: The Veilguard, было бы вполне уместно. Когда-то легендарная студия, создавшая ролевые игры, такие как Baldur’s Gate, Neverwinter Nights, Star Wars: Knights of the Old Republic, Jade Empire, Mass Effect и Dragon Age, значительно пошатнулась с последними двумя проектами — Mass Effect: Andromeda и Anthem.
Последняя часть космической франшизы вышла неплохой, но и не выдающейся. Она продавалась не так хорошо, как того хотела материнская компания BioWare, Electronic Arts. Настоящей катастрофой стал Anthem. Новая игра была задумана как игра-сервис. Она должна была поддерживаться обновлениями на протяжении десяти лет после запуска. В итоге она получила всего пару патчей. Негативный приём критиков и фанатов фактически поставил крест на этом плане. Некоторое время BioWare пыталась разработать крупное обновление (названное Anthem Next), которое могло бы оживить Anthem. EA в итоге решила отказаться от этого проекта и позволить студии сосредоточиться на своих ключевых франшизах — Dragon Age и Mass Effect.
- Дата релиза: 31 октября 2024 года.
- Платформы: ПК, PlayStation 5, Xbox Series S|X.
- Издатель: Electronic Arts.
- Разработчик: BioWare.
Anthem также оказала большое влияние на четвёртую игру серии Dragon Age. В какой-то момент идея заключалась в создании ещё одной кооперативной игры-сервиса. Репортёр Джейсон Шрайер даже утверждал, что разработчики называли её «Anthem с драконами». К счастью, масштабы провала Anthem, в сочетании с успехом одиночной Star Wars Jedi: Fallen Order от Respawn, показали EA, что однопользовательские игры всё ещё могут приносить финансовую прибыль. Это убедило издателя позволить BioWare сосредоточиться исключительно на одиночной кампании. Решено было полностью отказаться от многопользовательского режима.
Можно сказать, что Star Wars Jedi: Fallen Order от Respawn фактически спасла любимую канадскую студию. Многие фанаты боялись, что третий провал подряд может заставить EA продать BioWare или вообще закрыть студию. В 2024 году, полном массовых увольнений и закрытий студий, такая вероятность была вполне реальной. Конечно, игра Respawn лишь дала BioWare шанс, который студия всё ещё могла бы упустить. Но этого не произошло. Dragon Age: The Veilguard — это великолепное приключение, которым сможет насладиться любой поклонник игр студии.
Ключевой момент заключается в том, что разработчики решили инвестировать в свои сильные стороны. Они не пытались следовать последним трендам, если они выходят за пределы их компетенций. В частности, речь идёт о решении отказаться от зон с открытым миром, как в Dragon Age: Inquisition (и Mass Effect: Andromeda), в пользу более классического подхода, напоминающего ранние части этих франшиз. В наши дни становится всё труднее найти игры без дизайна открытого мира. Даже независимые разработчики, благодаря инструментам вроде Unreal Engine, могут создавать такие миры относительно легко. Многие издатели считают это безусловным плюсом для любой предстоящей игры.
Наверняка BioWare пришлось приложить немало усилий, чтобы убедить EA одобрить эту идею. Им это удалось, и Dragon Age: The Veilguard стала только лучше. Такой подход позволяет избежать затянутости игры, так как практически всё связано с сюжетом и персонажами.
Такого не было в Inquisition, и чрезмерный контент действительно является проблемой для многих игр с открытым миром, за исключением лучших из них. И даже они имеют контент, который не дотягивает до общего уровня. Разработчикам приходится добавлять его для наполнения мира. Это не значит, что в Dragon Age: The Veilguard нет относительно простых квестов. Только но они вплетены в общую сюжетную канву, делая их частью единой истории.
После нескольких начальных миссий игрок перемещается по Тедасу, используя мировой атлас и путешествуя с помощью Элувианов. Это волшебные зеркала, созданные древними эльфами для дальних путешествий. Доступ к Элувианам может меняться в зависимости от прогресса (некоторые придётся разблокировать) и сюжета (в некоторых случаях придётся отправиться в определённую зону для одной миссии, и тогда игра откроет Элувиан). Некоторые опции остаются доступными на протяжении большей части игры. Это позволяет игрокам многократно возвращаться в одни и те же зоны.
Это хорошо, потому что в Dragon Age: The Veilguard есть немало возможностей для исследования. Это не Elder Scrolls, и вы не встретите NPC, живущих своей жизнью, как в играх с открытым миром, имитирующих реальность. Вместо этого BioWare выбрали классический подход. Здесь полно трофеев и секретов, спрятанных за головоломками и способностями спутников. У вас будет много причин возвращаться в такие исследовательские зоны, как лес Арлатан, Минратус, Ривейн, Залы Некрополиса, Тревизо, Болота Хоссберг и Перекресток, помимо выполнения квестов. Если хотите прочувствовать атмосферу исследования, можно отключить мини-карту. Это является одной из настроек доступности.
Хотелось бы получить более обширные зоны? Конечно, но они могли бы обойтись ценой чего-то другого. Учитывая качество финальной версии игры, жаловаться не приходится. Приготовьтесь открывать бесчисленное количество сундуков и собирать ресурсы даже на самых линейных миссиях, вплоть до финальной. И запомните: разбивайте каждый ящик или вазу, которые видите в окружении, так как они содержат ресурсы. Их можно использовать или продать торговцам. Эти элементы могут показаться банальными, но они работают десятилетиями. Они приносят игроку удовольствие, что актуально и сегодня. То же самое происходит и в некоторых самых известных играх последних лет, таких как сага о северных богах от Sony Santa Monica.
В итоге удалось завершить все миссии игры (за исключением двух особенно сложных головоломок) за 78 с половиной часов. Это практически соответствует заявленным BioWare 80 часам. Это почти идеальная длительность для миссионной РПГ. Объёмный контент, но примерно вдвое меньше по продолжительности, чем у Baldur’s Gate 3. Это может сделать игру более подходящей для повторного прохождения. Конечно, если вы хотите пройти её быстрее, это вполне возможно — основная сюжетная линия рассчитана примерно на 35-40 часов.
Одной из основных инноваций в Dragon Age: The Veilguard стал боевой режим. В предыдущих играх команды состояли из четырёх спутников и позволяли игрокам управлять каждым персонажем. Здесь команда состоит из трёх, и вы можете передвигаться только в роли главного героя, как в серии Mass Effect. Игрокам предстоит выбрать три активные способности и одну ультимативную для своего персонажа. А также по три способности для каждого спутника, тогда как в Inquisition было доступно гораздо больше способностей для боя. Это вызвало беспокойство у фанатов, что ключевой тактический элемент серии может быть утрачен или уменьшен.
Однако это не так. Во-первых, как уже отмечали разработчики, несколько способностей теперь встроены в базовый набор движений каждого класса (воин, маг и разбойник). Они не засчитываются в общий пул умений. Например, маг может уклоняться от атак или перемещаться на дальние дистанции с помощью Fade-Step, быстро нажав на кнопку дважды. Они могут выполнять рывковые атаки или атаки с прыжка с обеих кнопок для лёгких и тяжёлых ударов. Ещё они могут заряжать лёгкие, тяжёлые и дальние атаки, удерживая соответствующие кнопки.
Также есть различные механики в зависимости от выбранного оружия. Его можно менять в любой момент боя. Посох позволяет создавать защитный щит, пока хватает маны. Кинжал и сфера больше ориентированы на ближний бой, где важно блокировать удары вовремя. У кинжала и сферы есть уникальные механики под названием Arcane Marks. Они накапливаются на враге с лёгкими атаками. После трёх ударов создаётся Arcane Bomb, которую можно активировать тяжёлой атакой для большого урона.
Это только самые основы. Большинство атак и движений можно усилить с помощью экипировки и талантов; например, Greater Passive Downfall превращает каждый прыжковый удар по поверженным врагам в критический. Талант Fade Strike позволяет совершать мощную атаку после Fade-Stepping. Imbued Defense даёт бафф Shocking Weapons (+25% урона оружия) после выполнения Perfect Defense. Return Fire позволяет выполнить быструю контратаку после Perfect Defense. И это только для базового набора движений. Имеется много талантов и пассивов, работающих на активные способности и другие аспекты сборки.
В игре также есть руны. Можно экипировать три из них (одна активация запускает общий кулдаун). Они бывают чрезвычайно полезны в разных ситуациях. Среди них есть те, что замораживают или сбивают врагов, полностью тратят ману для большого исцеления, мгновенно обновляют кулдауны умений персонажа или спутника, значительно повышают эффективность следующей способности и многое другое. Было найдено 24 руны. Каждая имеет пассивный и активный эффект, который можно использовать в подходящий момент.
Поклонники РПГ (и MMORPG) могут с уверенностью сказать, что Dragon Age: The Veilguard предлагает впечатляющую глубину в создании сборок. Лучше всего то, что очки умений можно сбросить бесплатно в любое время вне боя. Это позволяет пользователям свободно экспериментировать и подбирать любимые сочетания умений. Это также касается спутников. Они всё так же важны в бою — даже более значимы, чем в любой игре Mass Effect. Хотя их деревья умений не такие обширные, всё равно можно выбрать несколько вариантов. Их следует тщательно обдумать в зависимости от стиля игры. Существует множество баффов и дебаффов, которые нужно учитывать. Не говоря уже о слабостях и сопротивлениях каждого врага, которые можно просматривать во время боя, вызвав колесо умений. Здесь можно назначать спутникам цели и давать указания, в основном сохраняя тактический элемент, который так отличает серию Dragon Age.
На низких уровнях сложности это может быть не так актуально. Зато при игре на уровне Underdog (втором по сложности после Nightmare, где нельзя менять сложность в процессе прохождения) остановка боя для продумывания стратегии и правильного управления спутниками была абсолютно необходима. Особенно для создания комбо-связок, работающих на эффектах вроде Weakened, Sundered или Overwhelmed. Dragon Age: The Veilguard — это не Dark Souls, но дизайн сражений в нём великолепен. Он предлагает достойный вызов даже опытным игрокам в экшены и РПГ. В игре есть потрясающие бои с боссами, как по зрелищности, так и по механике. Это заставляет развивать персонажа и, возможно, даже менять сборку. А также учиться противостоять приёмам боссов, как в любом отличном экшене.
Есть один нюанс: спутники фактически не получают урона — они невосприимчивы к урону в бою. Тем не менее, враги время от времени атакуют их. Двое спутников обладают особыми способностями провокации, чтобы отвлечь внимание от игрока. Есть также руна, которая на короткое время отвлекает врагов на остальных членов группы. Это может раздражать тех, кто предпочитает реалистичные бои, но на практике это не мешало. Игра явно построена с учётом этой особенности. Вероятно, чтобы избежать ситуаций, когда спутники постоянно умирают и вынуждают игрока возрождать их снова и снова.
Изменения в сравнении с не самым удачным боевым режимом Inquisition пошли игре только на пользу. Dragon Age: The Veilguard обладает потрясающей боевой системой. Она идеально балансирует экшен и тактику, предоставляя игре уникальную идентичность в жанре РПГ.
Игры BioWare всегда были ориентированы на повествование, и эта игра не исключение. Она непосредственно продолжает события «Инквизиции» и её расширения «Изгой» с временным промежутком в десять лет (как и в реальности между выходом игр). Она может рассматриваться как кульминация сюжетных линий, которые развиваются в серии на протяжении длительного времени. Поклонники лора Dragon Age найдут множество ошеломляющих откровений, которые ответят на давние вопросы. Фактически, эта игра завершает одну главу повествования, охватывающего весь мир серии. Следующая часть неизбежно будет сосредоточена на других темах и персонажах.
По этой причине те, кто играл в предыдущие части и знаком с лором, получат наибольшее удовольствие. Хотя для новичков это не является преградой. При создании персонажа игрока (генератор персонажей здесь очень продвинут, хотя и не самый сложный из всех) игра также позволяет создать Инквизитора, главного героя предыдущей части. Можно выбрать, как произошли несколько ключевых событий в Инквизиции.
Для игр BioWare также характерно наличие выбора и последствий, которые влияют на дальнейшее развитие событий. Veilguard не разочаровывает в этом аспекте. В начале придётся сделать важный выбор: злодеи атакуют два города одновременно, и помочь удастся только одному. Каждый город связан с одним из спутников. Оставленный город и спутник претерпят изменения. Спутник станет недоступен на некоторое время, пока справляется с последствиями. Когда он вернётся, будет закалён, с усиленными способностями урона, но потерявший часть своих способностей исцеления, так как теперь его ведёт жажда мести.
Это интересная система как в плане сюжета, так и механики. Жаль, что её нельзя применить к другим спутникам. Кроме этого, игрок помогает спутникам в их личных заданиях, сталкиваясь с трудными моментами принятия и личных переживаний. Квесты варьируются от спокойных встреч до масштабных миссий с сражениями с боссами. Завершение личного квеста спутника не только придаёт полноту сюжету, но и позволяет максимально укрепить связь с ним, повысить его уровень и получить звание Героя Veilguard. Это усиливает его способности и повышает шансы выжить в финальной битве.
Именно в финале все выборы и усилия в игре начинают приносить плоды. Позволить каждому спутнику разрешить свои конфликты и укрепить каждую из фракций — важный фактор для достижения лучшей концовки. Хотя и в последней битве придётся сделать несколько решений. Например, отправить нужного спутника на выполнение определённого задания.
В целом, сценарий в Dragon Age: The Veilguard великолепен. Улучшения в озвучке и технологии (особенно анимации лиц, глаз и потрясающие волосы) значительно помогают в подаче. Однако не стоит рассчитывать на то, что можно будет действовать как злодей или отталкивать спутников. Хотя иногда отдельные варианты реплик вызывали неодобрение спутников, такие моменты встречались редко и не имели значительного влияния. Это не тот тип РПГ — здесь вам предстоит быть героем.
Как и в большинстве предыдущих игр BioWare, спутников можно подружить и даже завести роман. В моём опыте роман был медленным, но стабильным развитием отношений. Хотя это может зависеть от конкретного персонажа. Практически нет сцен наготы, так что, если вы надеялись на страстные сцены, как в Baldur’s Gate 3, вам придётся разочароваться.
Кроме того, небольшой минус по поводу кат-сцен: большинство спутников не вмешивается в разговоры с другими NPC, даже когда это было бы вполне уместно (например, при беседах с лидерами сопротивления в их родном городе). В Baldur’s Gate 3 и Starfield, напротив, было много моментов, когда спутники вмешивались в разговор, делая диалоги более живыми и реалистичными. Правда, здесь всё равно есть множество замечательных реплик между спутниками, и вы ничего не пропустите, даже если внезапно вступите в бой — они достаточно умны, чтобы продолжить разговор, когда бой закончится.
Dragon Age: The Veilguard работает на движке Frostbite, как и три последних проекта студии. Многое было написано о трудностях, с которыми сталкивались разработчики BioWare, пытаясь освоить движок, изначально созданный для шутеров.
В преддверии релиза разработчики упоминали, что наконец-то научились лучше использовать Frostbite. Возможно, это так, но производительность оставляет желать лучшего. Для обзора использовался ПК на AMD Ryzen 7 7800X3D и Nvidia GeForce RTX 4090. При этом приходилось сталкиваться с заметными подёргиваниями на протяжении всей игры. Это несмотря на то, что DLSS Super Resolution был установлен в режиме производительности (масштабирование с 1080p до 4K) и включено DLSS Frame Generation, не говоря уже о оптимизированном драйвере Game Ready. Единственный способ уменьшить эти подёргивания заключался в том, чтобы фактически отключить трассировку лучей. Точнее, переключиться на опцию RT Selective, которая применяет трассированные отражения и окклюзии только в определённых областях игры, которые лучше всего демонстрируют соответствующие эффекты. Тем не менее, они не были устранены и возникали регулярно.
Кстати, это не были подёргивания шейдеров. Игра компилирует шейдеры в первый раз, когда вы её запускаете, перекомпилирует их, если вы меняете драйверы, и проверяет их в любом случае каждый раз перед загрузкой меню. Это, вероятно, были подёргивания при обходе, которые мы привыкли видеть в играх на Unreal Engine. Тем не менее, хотя Dragon Age: The Veilguard выглядит хорошо, она не может соперничать с последними релизами ААА на Unreal Engine. Возможно, стоит дать BioWare возможность использовать Unreal Engine, как это делает Respawn. Также пришлось столкнуться с ошибкой на протяжении всей игры. При запуске с включенным HDR и DLSS Frame Generation небо мерцало. Пришлось отключить и снова включить DLSS FG. Зато HDR был реализован хорошо, что встречается редко.
С визуальной точки зрения игра успешно предлагает множество различных биомов для исследования, пока группа путешествует по Северному Тедасу. Она выполняет обещание BioWare привести игроков в большее количество мест, чем когда-либо прежде. Окружение, как правило, выглядит великолепно, в то время как персонажи иногда бывают довольно разными. Некоторые выглядят почти фотореалистично, а другие выглядят более стилизованными. В этом плане было бы идеально иметь большую однородность
С Dragon Age: The Veilguard BioWare в значительной степени вернулась к своим корням. Она отвергла соблазны открытого мира и/или игр с живым сервисом. Вместо этого Veilguard предлагает отличную РПГ, основанную на миссиях, с запоминающимся сюжетом, который оставит поклонников Dragon Age в восторге от раскрытия тайны, потрясающей боевой системой, идеально сочетающей действия и тактику, а также множеством добычи и секретов для открытия в течение 80-часового прохождения.

Плюсы
- Запоминающийся сюжет, который развивает лор и взаимодействие с компаньонами.
- Отличная боевая система, сочетающая действие и тактику.
- Системы глубокой прокачки персонажа, позволяющие эксперименты.
- Великолепная старая школа исследования в духе Metroidvania.
- Фантастический дизайн.

Минусы
- Неудовлетворительная производительность на ПК из-за подёргиваний.
- Художественный стиль не всегда последовательный, особенно для персонажей.