- Оценка: 9/10
Год 2009. 12 лет, последний класс начальной школы. Каждую свободную секунду автор проводил в школьной компьютерной лаборатории, играя в флеш-игру QWOP, где нужно управлять спортсменом, пытающимся пробежать 100 м в прыжке, контролируя каждое суставное движение с помощью клавиш Q, W, O и P на клавиатуре. Часто он спотыкался и падал. Испытывал полное разочарование, но при этом увлечён.
Год 2025. 28 лет, собственная квартира, ограниченное время посвящено игре Baby Steps. В ней человек пытается взобраться на гору, управляя ногами с помощью триггеров контроллера и стараясь не сорваться с обрыва в который раз за ночь. Опять испытывает полное разочарование и такое же увлечение.
- Платформы: ПК, PS5
- Релиз: 23 сентября 2025
- Издатель: Devolver Digital
- Разработчики: Gabe Cuzzillo, Bennett Foddy, Maxi Boch
После всех этих лет некоторые вещи не меняются. Bennett Foddy (на этот раз вместе с Gabe Cuzzillo и Maxi Boch, известных по Ape Out) продолжает создавать игры с уникальными схемами управления, определяющие жанр. Всё так же увлекают.
Baby Steps рассказывает о Нейте, тридцатилетнем безработном затворнике, живущем в подвале родителей. Его можно назвать «NEET» (не учится, не работает, не проходит обучение), и кроме того, что он следит за One Piece или проверяет, есть ли у него трава в бонге, в жизни мало чего происходит. Когда его внезапно выводят из спячки, он оказывается в странном новом мире. Перед ним гигантская гора. Всё, что нужно сделать, — шаг за шагом подняться на неё.
Уникальное управление и вызов
За годы появилось много игр вроде Baby Steps, часто относящихся к категории «ragebait». Некоторые из них вызывают восхищение и привязанность. Здесь же опыт ощущается иначе. В основном благодаря гениальному дизайну, который делает игру настоящим «тем самым» проектом. Управление в Baby Steps очень простое, но трудно поддаётся освоению. Каждый триггер на DualSense управляет одной ногой Нейта, а насколько сильно двигается левый стик вперёд в этот момент, определяет, насколько далеко вытягивается нога. Редко можно использовать X для взаимодействия с объектом или его поднятия. Всё. Главное — досконально освоить управление, делать осознанные шаги и понимать рельеф, чтобы покорить гору максимально эффективно.

Игра целиком сводится к упражнению в тщетности. Это невероятно сложный опыт, где прогресс теряется, а одни и те же участки проходятся снова и снова, пока не овладеешь мастерством… и тогда можно споткнуться через пару секунд и начать всё сначала. Бывали моменты, когда игра вызывала отвращение: застряв на участке несколько часов, казалось, что просто бьёшь головой в стену. Так много неприятностей происходит из-за того, что шаги не были достаточно целеустремлёнными, а движения слишком медленными и нерешительными на крутом склоне. Если не быть внимательным, можно растянуться в шпагате и сорваться с обрыва вниз по разрушительному оползню, который заканчивается сотнями метров ниже в мокрой, неприятной грязевой яме. Baby Steps — это комедия ошибок, и за это её одновременно любишь и ненавидишь.
При всём этом Baby Steps явно создана для того, чтобы игрок её прошёл. Несмотря на частую потерю значительного прогресса, невозможно потерять его безвозвратно. В конечном итоге достигаются контрольные точки и новые биомы, устроенные так, что нельзя вернуться полностью к предыдущей или к началу всей игры. Это резко контрастирует с предыдущей сложной игрой Bennett Foddy, Getting Over With Bennett Foddy. Это работает в пользу Baby Steps. Есть интересные биомы для исследования, и они стимулируют двигаться вперёд. То, что начинается как грязное, неприятное болото, постепенно сменяется каменистыми, холмистыми подъёмами с зеленью, песчаными пляжами и… лучше пусть игроки увидят это сами и удивятся.
Комедия и абсурд
Ранее уже говорилось, что Baby Steps — это упражнение в тщетности. При этом это более позитивное утверждение, чем кажется на первый взгляд. Дело в том, что игра временами ощущается бессмысленной, и это именно то ощущение, на которое разработчики рассчитывали при её создании. Baby Steps удачно использует комедию: когда преодолеваешь пораженческую часть игры и проходишь тот участок холма, на котором застрял часами, тебя ждут самые абсурдные визуальные шутки и сцены. Их лучше увидеть самому. Тем не менее, читателю, который хочет понять, стоит ли играть, может быть неприятно, когда секреты игры скрыты и просто говорят «доверься мне», поэтому можно поделиться некоторыми ранними моментами игры.

В начале Нейт наткнулся на витрину обувного магазина. Подходя к продавцу (который, к слову, предлагал обувь бесплатно), Нейт совершает социальную оплошность и не успевает чётко объяснить свой размер, запинаясь и путаясь в длинной беседе, которая через несколько минут наконец заканчивается, только чтобы выяснить, что нужного размера нет в наличии. По пути встречаются другие путешественники, которые предлагают помощь, явно необходимую Нейту. Они предлагают карту для облегчения навигации или крюк для преодоления сложного пролёта, на что он отказывается обоими вариантами из-за социальной неловкости и общей неуклюжести.
Подача этих шуток невероятно уникальна. Комедия часто не работает в играх, когда кажется созданной в лаборатории для массового привлечения внимания через отсылки к мемам или поп-культуре. Это ощущается неискренне и нечеловечно. Baby Steps противостоит этому через странности, например, случайное обнаружение секретного города из гигантских коробок. Или вы преодолеваете сложный подъём по водному потоку, который в любой момент может сбросить вас на сотни метров вниз, идёте за водопадом… и видите грубо нарисованную пещерную живопись с изображением пениса. Ещё лучше — взаимодействия в катсценах обладают невероятно сухим австралийским юмором: в начале персонаж прощается с Нейтом словом «Hooroo», которое Нейт неправильно понимает и в дальнейшем прощается с другими персонажами фразой «Uwu» на протяжении всей игры.
Писать комедию в видеоиграх невероятно сложно. Катсцены в Baby Steps выглядят так, будто использован первый дубль в записи. Всё ощущается почти как импровизация. Персонажи (очевидно озвученные разработчиками и, возможно, их друзьями, просто ради забавы) смеются посреди фразы, перебивают друг друга и спотыкаются на словах в ответ на реплики партнёра по сцене. Юмор проявляется через сцены, которые растянуты, поскольку чрезмерно объясняют происходящее. Если вам нравится сухой юмор, вы получите удовольствие от всего, что предлагает Baby Steps.
Тема и эмоции
Всё это связано с центральной темой упрямства и неспособности просить о помощи. Эта игра действительно «даст по зубам и грязи». Проявляется сочувствие к партнёру, который видел во мне стороны раздражения и злости, которых раньше не замечал. При этом игра вызывает и вызывает у игроков схожие ощущения. Сюжетно это подчёркивается: становится ясно, что Baby Steps — это история о человеке, который не умеет просить о помощи и выбраться из трудной жизненной ситуации, оказавшись затворником-неудачником. Это исследование объединяется в действительно впечатляющий, неожиданно трогательный и эмоциональный момент в середине игры, который, честно говоря, вызвал слёзы.

Прохождение Baby Steps заняло около 13 часов, но это время могло быть значительно короче, если бы игрок был более опытным и умелым. С другой стороны, оно может растянуться на гораздо большее количество часов, если уделять внимание многочисленным секретам игры. По всему миру разбросаны уникальные сцены, взаимодействия, странности и интересные детали на каждом углу. Представьте себе исследование в стиле Breath of the Wild, когда игра тянет вас в разные направления с интересными объектами… но эти объекты могут быть необычными элементами окружения, вроде скейт-парка там, где его не должно быть.
Есть много дополнительных подъёмов, часто с добычей блестящих коллекционных предметов или маленькой шляпы, которую можно надеть, но можно также легко потерять их после разрушительного падения. Именно на этих подъёмах игра проверяет вашу упрямую натуру. В одном случае вы взбираетесь на сложный подъём, чтобы найти чашку и позже отнести её персонажу, но можете также разбить её о крошечный камень, на который неизбежно споткнётесь. Настоящее злодейство.
К счастью, всё это полностью опционально и предназначено для мазохистов, которые хотят увеличить время нахождения в одной области на несколько, а то и десятки часов. Ради собственного спокойствия, это можно порекомендовать лишь самым преданным игрокам. При таких испытаниях камера действует наименее дружелюбно, мешая, когда застреваешь у стены или скалы. Здесь появляется единственное реальное замечание к игре: камера порой раздражает, если не знаешь, как её правильно контролировать, и это не убедит тех, кто изначально против такого типа игр.
Детали и атмосфера
Если уделить внимание всем мелочам на пути, становится очевидно, насколько тщательно спроектирована Baby Steps. Музыка добавляет тонкий эффект, соединяя окружающие звуки, такие как стрекотание сверчков и хруст листьев, с ритмом композиции, погружая глубже в окружение. Когда идёшь по участкам, где не спотыкаешься каждые 2 секунды, ощущается гордость за свои шаги и чувство участия в одном из лучших приключений.

Что касается Нейта. Он крупный персонаж, и это влияет на то, насколько непросто сделать каждый шаг ключевой частью физики игры. Это делает персонажа тяжёлым сверху и сложным для управления, часто балансирующим на краю обрыва. Это удачное решение для добавления сложности, и люди с лишним весом смогут оценить даже менее гламурные детали, такие как пот на заднице, проходящий сквозь костюм Нейта, и интенсивная физика движения задней части. Как часто можно встретить такую заботу о деталях в игре?
Baby Steps — это настоящее испытание. Наверняка её можно пройти, делая паузы, внимательнее наблюдая окружение, замечая камушки или углы, которые дают нужный импульс, чтобы преодолеть подъем до колена, и так далее. Вы будете ощущать прогресс: больше не будете падать каждые 2 секунды, а легко управляете триггерами на контроллере, чтобы делать, собственно, Baby Steps. В конце этого пути виден свет, и это того стоит для опуса Фодди в его долгой масохистской игровой серии.
Заключение
Baby Steps превзошла ожидания и даже мелкие недовольства, став захватывающим, сложным и запоминающимся путешествием о самосовершенствовании и умении просить о помощи. Это, без сомнения, одна из сложных игр типа «ragebait» про восхождение, но каждый шаг в этом жанре так же осознанный, как шаги неуклюжего Нейта. Игра представляет собой тонкую проработку поджанра, создавая многослойный и неожиданно трогательный мир и историю для исследования

Плюсы
- Ощущается как окончательный шаг в жанре сложных игр о восхождении и ходьбе
- Разнообразные и захватывающие локации, не соответствующие ожиданиям
- Юмор в катсценах и исследовании отлично реализован
- Дополнительные восхождения и секреты для любителей испытаний доставляют болезненное удовольствие
- Высокое внимание к деталям, которое окупается

Минусы
- Камера иногда мешает
- Не убедит скептиков в привлекательности нишевого жанра