
Примерно четыре с половиной года после (стандартное время разработки AAA-игры в наши дни) после The Outer Worlds студия Obsidian возвращается с Avowed. Как и The Outer Worlds, это экшен-РПГ, хотя на этот раз действие разворачивается в мире фэнтези, а не научной фантастики. Действие Avowed происходит в мире Эоры, который самые преданные поклонники калифорнийской студии уже знают по играм Pillars of Eternity.
- Дата релиза: 18 февраля 2025 года.
- Платформы: ПК, Xbox Series S|X.
- Издатель: Xbox Game Studios.
- Разработчик: Obsidian Entertainment.
Однако те игры были изометрическими cRPG, созданными с помощью краудфандинга. Новая игра — это полноценный AAA-проект, ориентированный на совершенно другую аудиторию. Он также сопровождается гораздо более высокими ожиданиями в плане презентации и полировки. Особенно учитывая, что это первая игра Obsidian, полностью разработанная под руководством Microsoft. Как вы могли помнить, изначальный замысел проекта, о котором говорил генеральный директор студии Фергус Уркхарт, заключался в создании чего-то похожего на Skyrim. Позже студия урезала амбиции и вернулась к своему привычному, более скромному масштабу. Закончив игру, многие решат, что это было правильное решение. Avowed в основном успешно выполняет свою задачу, при этом заставляя игроков, по большей части, забывать о её недостатках. Как и прежде, компаньоны и общий уровень сценарной работы, пожалуй, являются главными достоинствами игры. В сравнении с The Outer Worlds тут есть несколько улучшений.
Но не будем забегать вперёд. Игра разворачивается в относительно удалённом уголке мира, который ранее не затрагивался в серии Pillars of Eternity. Это позволяет новичкам войти в Avowed без особых сложностей. Игра также использует систему, схожую с Active Time Lore из Final Fantasy XVI. Во время диалогов можно не только просмотреть их историю, но и получить краткое объяснение упомянутых в разговоре ключевых имён, мест, фракций и так далее. Трудно переоценить, насколько это полезно. Эта функция должна стать стандартом для ролевых игр с упором на диалоги. Единственная претензия — при игре с контроллером нельзя прокручивать историю диалогов. Приходилось временно переключаться на клавиатуру и мышь, когда требовалось воспользоваться этой функцией.
Система диалогов будет знакома тем, кто играл в предыдущие игры студии. Некоторые варианты реплик доступны только при наличии определённого прошлого у персонажа или высокого уровня определённого атрибута. Одним из ключевых отличий является то, что не всегда можно прокрутить вниз и увидеть все доступные реплики перед завершением беседы с NPC. Часто выбор одного из вариантов продвигает разговор вперёд, не позволяя вернуться к предыдущим. Это оставляет смешанные чувства. С одной стороны, это придаёт беседам больше срочности и делает их более живыми, избавляя персонажей от ощущения, будто они просто ходячие энциклопедии. С другой стороны, есть иногда чувство, что пропускать некоторые реплики было совершенно необязательно, по крайней мере, в некоторых диалогах.
В целом диалоги великолепны, и в первую очередь благодаря сценарию. За годы работы Obsidian заработала в этом плане отличную репутацию. Avowed её только укрепляет. Сценарий здесь просто потрясающий. Он даёт квестам и персонажам больше глубины, чем в большинстве других ролевых игр. Многие поклонники согласятся, что это один из важнейших аспектов РПГ, и в этом плане игра с блеском справляется со своей задачей.
Основной сюжет умудряется быть одновременно очень личным для главного героя (посланника империи Аэдыр, который может быть человеком или эльфом в зависимости от выбора игрока при создании персонажа). И в то же время затрагивать более масштабные и универсальные темы, такие как прощение, личная свобода и важность связей. Не раз захочется подумать, как поступить правильно. Ответы даются далеко не сразу. Когда даже предполагаемый злодей высказывает несколько разумных аргументов, понимаешь, что в этой истории есть нечто гениальное.
В конечном счёте сердце любого сюжета во многом зависит от силы его персонажей. К счастью, спутники посланника Аэдыр — это сложные, запоминающиеся герои. Их всего четверо (по сравнению с шестью в The Outer Worlds). Зато они ощущаются как настоящие люди. Это лучший комплимент, который можно сделать вымышленному персонажу. Однако только у двух из четырёх спутников (Кая и Мариуса, первых, кого вы встречаете в игре) есть полноценные сюжетные линии. К тому же квест Мариуса активировался очень поздно, почти в самом конце. Только у Кая было подходящее развитие и темп.
Это не значит, что у других персонажей нет множества вещей, которые они могут сказать как вашему герою, так и друг другу. Два спутника, которых вы берёте с собой в исследование, очень часто участвуют в разговорах осмысленно. Например, если в партии есть Гиата, то во время беседы с лекарем Ливианой они обрадуются встрече и наверстают упущенное. Напротив, после определённых событий Гиата будет особенно враждебна при разговоре с некоторыми представителями Аэдыр. Это улучшает погружение и одновременно углубляет сюжет. Возможно, Obsidian могли бы сделать больше для Гиаты и Яцли, что особенно раздражает именно потому, что они так хорошо прописаны.
Со спутниками можно разговаривать только в лагерях, а в каждом регионе их всего несколько. Несколько раз случалось так, что значок, указывающий на желание спутника поговорить, появлялся, когда вы находитесь далеко от лагеря. Несмотря на отсутствие врагов поблизости, игра не позволяла начать разговор. Из-за этого иногда накапливались сразу несколько бесед на разные темы, которые появлялись только при возвращении в лагерь. Кроме того, досадно, что Obsidian продолжают игнорировать возможность романтических отношений в своих играх. Они говорили, что это требует много работы. Когда такие отношения сделаны хорошо, они могут значительно углубить связь игрока с его спутниками, как это показал Baldur’s Gate 3. Остаётся только надеяться, что в будущем они пересмотрят своё решение.
Разработчики сократили масштаб Avowed по сравнению с изначальным видением. Действительно, они намекали, что игра будет примерно такого же размера, как The Outer Worlds. Однако, как оказалось, это было небольшим блефом. Хотя перед нами не открытый мир и не гигантский сточасовой монстр, четыре зоны (Dawnshore, Emerald Stair, Shatterscarp и Galavain’s Tusks) довольно обширны и содержат достаточно контента, чтобы удовлетворить даже самых хардкорных поклонников РПГ. Кроме того, в тщательно продуманных локациях есть что исследовать, а также множество наград — будь то добыча, история или и то и другое — для тех, кто готов потратить время. Есть даже немало отличных встреч с NPC, которые не связаны с конкретными квестами, но всё равно обогащают игровой мир своим присутствием.
Один из недостатков заключается в том, что, к сожалению, это совершенно не симуляционная игра, как у Bethesda, CD Projekt RED или даже, в меньшей степени, Larian. Это значит, что мир и его NPC не будут динамически реагировать на ваши действия, например, если вы решите обчистить их дома. Конечно, Avowed далеко не единственная игра, страдающая от этого недостатка, но из-за вышеупомянутого уровня сценария такие моменты кажутся особенно странными. Когда только что поговорил с крайне недоверчивым паргруненом (гномом из Эоры), который не хочет иметь с вами или империей Аэдыр ничего общего, а затем безнаказанно забираешь всё из его комнаты, это немного выбивает из погружения.
Кроме того, вы не можете атаковать NPC, если игра не предусмотрела для них возможность конфликта. В большинстве западных РПГ защита распространяется лишь на некоторых NPC, но во многих играх можно атаковать большинство гуманоидных персонажей по собственной воле, даже если квест этого не требует. Несмотря на наличие динамического смены дня и ночи, не стоит ожидать, что NPC будут следовать каким-то распорядкам или, скажем, ложиться спать. Также в игре полностью отсутствует погодная система.
Прохождение заняло около 52 часа. Steam показывает даже больше — 63,7 часа. Скорее всего, это потому, что игра не учитывает время, потраченное на загрузки после смерти.
Впечатления от превью-версии подтвердились в финальной игре. Avowed предлагает гораздо более увлекательные боевые столкновения, чем предыдущая РПГ от Obsidian. Хотя есть ещё место для улучшений.
Одно из крупных улучшений заключается в том, что на самом высоком уровне сложности нет обязательной перманентной смерти для спутников, в отличие от Supernova в The Outer Worlds. Но есть и многое другое: искусственный интеллект врагов стал гораздо более агрессивным, постоянно заставляя вас быть настороже с уклонениями и блоками, а также сами уклоняются, чтобы избежать ваших атак. Кроме того, когда противников несколько, вам нужно будет выделить самого опасного и сосредоточиться на нём, чтобы добиться успеха.
Это зависит от типа врага, а также от состава вашей группы и специализации вашего персонажа. Враги-бойцы могут быть особенно опасны, если вы маг, так как они будут постоянно на вас бросаться и мешать вашим заклинаниям, не говоря уже о том, что они наносят много урона, если попадут. Следопыты и маги наносят разрушительный урон. Можно сказать, что первым всегда должен быть враг-жрец, так как он будет постоянно лечить свою группу, пока жив.
С другой стороны, боссы сами по себе не являются тем, что можно назвать сильной стороной Avowed. Они редко впечатляют своими механиками и способностями, обычно полагаясь на так называемых «добавок», чтобы сделать бой сложным. Незабываемые боссы — это одни из лучших воспоминаний, которые можно получить в экшен-RPG. В этой области игра немного не дотягивает.
Сама боёвка довольно простая, поскольку нет комбо. С оружием ближнего боя у вас есть только стандартная атака и заряженная атака. Вы можете блокировать, а таланты могут открыть возможность совершить идеальный блок. Он даёт шанс на контратаку, хотя она и не наносит большого урона. Тем не менее, анимации сделаны хорошо (в первую очередь от первого лица; вид от третьего лица существует только для доступности), а боёвка ощущается достаточно весело и плотно, особенно когда вы смешиваете различные доступные игроку опции.
В Avowed много типов оружия, каждый из которых имеет свои особенности. С двуручным оружием можно комбинировать топоры, булавы, мечи и кинжалы — это только для ближнего боя. Для дальнобойных атак у вас есть одноручные опции, такие как медленно заряжающийся пистолет и быстрый жезл. А также гримуар, который позволяет вам кастовать определённый набор заклинаний в зависимости от его типа. Наконец, есть и двуручные дальнобойные опции, такие как аркебуза и лук. Единственный отсутствующий тип оружия — посохи. Каждое оружие можно дополнительно улучшать через таланты, которые игроки могут открывать в системе без классов.
Есть деревья для архетипов Воитель, Стрелок и Волшебник. Игроки могут экспериментировать с очками навыков и характеристиками, перераспределяя их по мере необходимости (за плату). Волшебники необычны тем, что они могут научиться кастовать заклинания, выходящие за рамки тех, что есть в их гримуарах, через таланты. Они также могут выбрать, как усилить заклинания из гримуаров, которые они имеют, выбрав соответствующий талант и кастуя их так, как если бы они были на один ранг выше.
Сразу же Avowed начинает выдавать вам уникальное снаряжение, которое даёт дополнительные преимущества по сравнению с обычным снаряжением. Таким образом, вас заманивает искать уникальное снаряжение. Как оказалось, найти определённые виды снаряжения совсем не так просто. Например, получить действительно хорошую уникальную двуручную булаву удалось только в конце игры. Вряд ли распределение добычи случайное. Разработчики могли бы добавить больше уникальных предметов для определённых типов оружия и меньше стандартного снаряжения, которое всё равно придётся разбирать. Кстати, в игре нет крафта, но вы можете собирать ресурсы, чтобы улучшить своё существующее снаряжение до более высокого качества.
Ключевым элементом боёвки является управление спутниками. В этой области Avowed очень похожа на Dragon Age: The Veilguard. Обе игры позволяют приостанавливать действие, чтобы отдавать команды двум спутникам. Однако, в отличие от игры BioWare, вы не можете приказать спутнику сосредоточиться на конкретной цели с помощью базовых атак. Это снижает способность игрока быстро сократить количество врагов. Как и в Veilguard, спутники имеют способности для исследования, которые открывают определённые области. Например, Кай разжигает паутины, а Яцли развеивает иллюзии.
Однако, в отличие от последней игры Dragon Age, вы можете использовать эти способности только если соответствующий спутник находится в активной группе. Хотя это логично с точки зрения реализма, это скорее неудобство, чем что-то другое. Если вам нужно попасть в важную область, вам придётся вернуться в лагерь, чтобы поменять спутников. А если это просто побочная область, где можно найти дополнительную добычу, вы, вероятно, продолжите движение вперёд и упустите возможность. Ещё одной командой, которую хотелось бы видеть для спутников, является стандартная команда «следовать». Это было бы очень полезно, чтобы призвать их обратно, когда вы случайно привлекли несколько врагов, бродя по зонам.
Что касается их развития, спутники не развиваются как основной персонаж (который, наверно, прокачивается до 30 уровня). У них есть свой набор из четырёх заранее определённых навыков, которые можно разблокировать. Эти навыки могут быть улучшены с помощью очков навыков, которые даются на определённых уровнях, достигнутых главным персонажем. У спутников также нет собственного снаряжения. В целом их настройка ограничена, и они могут быть только танком (Кай), магом DPS (Яцли), целителем (Гиата) или персонажем типа следопыт (Мариус).
Наконец, несколько слов о стелсе. Avowed поддерживает стелс-геймплей, хотя это явно не является фокусом. Вы не можете реально улучшить свою способность к стелсу, за исключением таланта, который делает вас невидимым на несколько секунд. ИИ не так хорошо настроен на обнаружение стелса, всегда кажется более настороженным, чем должен быть. Вы также не можете обманывать врагов, бросая камни или что-то в этом роде. Сказав это, вы можете воспользоваться знакомыми «травяными зарослями», чтобы подкрасться к одному врагу и нанести увеличенный урон с помощью врождённой способности главного персонажа. Просто не ожидайте, что сможете исчезнуть и повторить это снова. Это в основном полезно только для того, чтобы получить преимущество в начале боевой встречи.
Avowed работает на Unreal Engine 5. С самого начала игра не произвела особого визуального впечатления. Хотя это не технический шедевр, она безусловно хорошо сделана в каждой области. Персонажи чрезвычайно детализированы, освещение отличное, производительность очень хорошая на мощном ПК с максимальными настройками.
Художников тоже нужно похвалить, так как биомы чрезвычайно разнообразны и визуально впечатляющи каждый по-своему. Dawnshore — это спокойный прибрежный район; Emerald Stair — таинственный лес; Shatterscap — палящая пустыня, полная каньонов и подобных объектов. Наконец, Galawain’s Tusks, который напомнил Моровинд с его вулканом и гигантскими грибами.
С технической точки зрения нашлось всего с два настоящих бага. В одном случае после убийства всех врагов, которых нужно было убить для получения награды, один из врагов не уронил свой предмет. Это сделало невозможным завершение задания. В другом случае задание было помечено на карте, но ничего не происходило, когда я туда пришёл.
Наконец, звук также стоит похвалы, особенно за впечатляющие выступления нескольких актёров озвучки.

Плюсы
- Отличная графика и производительность
- Фантастический сюжет и повествование
- Незабываемые спутники
- Много неожиданного контента
- Улучшенная и более сложная боёвка

Минусы
- Боссы не такие запоминающиеся
- Спутники не так настраиваемы или управляемы, как могли бы быть, и двое из них не имеют полноценной сюжетной линии
- Отсутствие элементов симуляции мира слегка ухудшает погружение