
- Дата релиза: 20 марта 2025.
- Платформы: ПК (Steam, Epic Games Store, Ubisoft Connect), PlayStation 5, Xbox Series X, Xbox Series S
- Издатель: Ubisoft
- Разработчик: Ubisoft
Серия Assassin’s Creed, возможно, уже не обладает тем блеском, который был у неё во времена игр с Эцио Аудиторе. Но нельзя отрицать, что подобной серии игр всё ещё нет. Хотя сюжеты многих частей не на 100% точны с исторической точки зрения, возможность исследовать одни из самых удивительных мест мира и взаимодействовать с реальными историческими фигурами — это то, что мало какая игра может предложить на таком уровне качества. С введением механик ролевых игр некоторая уникальность серии неизбежно утратилась, но рынок, похоже, оценил это направление. Assassin’s Creed Valhalla, несмотря на свои недостатки, добилась финансового успеха, продав наибольшее количество копий за уик-энд запуска в истории серии.
После возвращения к корням серии с Assassin’s Creed Mirage франшиза в этом году делает ставку на формулу РПГ открытого мира с Assassin’s Creed Shadows. Хотя игра в сеттинге феодальной Японии — это то, о чём фанаты просили очень давно, проект вызвал много споров с момента анонса из-за выбора главных героев. В первую очередь Ясукэ, первого известного африканца в Японии, служившего Оде Нобунаге, чей статус настоящего самурая до сих пор обсуждается. А также из-за других культурных промахов, включая использование украденного дизайна флага в концепт-арте и коллекционной статуэтки игры с повреждёнными воротами тории, напоминающими разрушенные ворота святилища Санно в Нагасаки, связанные с трагической атомной бомбардировкой 1945 года.
Хотя некоторые из претензий оправданы, было бы жаль, если бы обсуждение игры сводилось только к ним. Assassin’s Creed Shadows выглядит добротной игрой, которая во многом улучшает РПГ-формулу серии. Она использует невероятные технические достижения, чтобы сделать геймплей в открытом мире более ориентированным на исследование и проживание мира, а не на переход от одного маркера на карте к другому.
Исторический фон и сюжет Assassin’s Creed Shadows
Действие Assassin’s Creed Shadows разворачивается в Японии конца 16 века в период Адзути-Момояма, финальной фазе периода Сэнгоку, отмеченного социальными потрясениями и объединением Японии под властью могущественных военачальников, что завершилось битвой при Сэкигахара и установлением сёгуната Токугава Иэясу Токугавой. Бурная политическая ситуация того времени служит фоном для истории Наоэ, женщины-шиноби из Иги, чей отец был убит Синбакуфу — группой влиятельных личностей, действующих скрытно, чтобы использовать хаос, охвативший Японию, в своих пока неясных целях.
Отправляясь отомстить за отца и вернуть таинственную шкатулку, которую он велел защищать любой ценой, юная шиноби пускается в полное мести путешествие, в ходе которого ей предстоит встретиться и действовать вместе с самыми могущественными людьми Японии и их слугами. Включая африканского воина Ясукэ, который присоединится к Наоэ в её квесте ради собственных личных причин, связанных с историей Братства и Ордена тамплиеров, уже виденной во франшизе. В ходе приключения к ним присоединятся другие персонажи, которые станут частью Лиги, которую Наоэ должна собрать, чтобы противостоять могущественному Синбакуфу.
Хотя завязка относительно проста, история увлекательна, с неожиданными поворотами, связанными с Синбакуфу, которые заставляют игрока жаждать продолжения вплоть до финала. В отличие от Assassin’s Creed Valhalla, чья история начинала затягиваться уже через дюжину часов, сюжет Shadows гораздо лучше выстроен по темпу. Занимая около 40 часов, он не успевает надоесть. Хотя некоторая усталость неизбежно начинает проявляться после 20 или около того часов, когда некоторые сценарии и отдельные сюжетные линии начинают казаться слегка повторяющимися. Тем не менее, в приключении есть определённо выдающиеся моменты. Они делают его достойным прохождения, особенно для любителей истории периода Сэнгоку. Ведь все ключевые фигуры конца 16 века присутствуют в той или иной роли.
Персонажи и их развитие
Будучи главными героями, Наоэ и Ясукэ, естественно, получают наибольшее развитие. Оно раскрывается в серии квестов, углубляющихся в их прошлое и то, как они оказались в тот судьбоносный день, когда армии Оды Нобунаги атаковали Игу. Дальнейшее развитие происходит в основных и побочных квестах, которые глубже раскрывают их связь, а также их новые и уже существующие отношения. Тем, кто предпочитает одного из двух персонажей другому, также предоставляется выбор начинать квесты с любимым героем. Хотя бывают моменты, когда присутствуют оба или требуется конкретный из двух протагонистов для продвижения. Многие другие персонажи появляются по ходу сюжета. Их развитие ограничено, что неудивительно, учитывая их короткое экранное время. Союзники, становящиеся частью Лиги, играют чуть большую роль, чем персонажи региональных основных квестов, и потому дольше остаются в центре внимания.
Как и в предыдущих играх после перехода к РПГ, Assassin’s Creed Shadows позволяет игрокам принимать решения в ключевые моменты, которые могут сильно повлиять на отношения персонажей и развитие сюжета. Однако те, кто хочет более традиционного опыта Assassin’s Creed, могут играть в режиме Canon, где история следует замыслу разработчиков. Это определённо приятная опция, одна из многих в игре, которые ещё больше сближают экшен-РПГ части серии с классической формулой, лежавшей в основе первых игр франшизы.
Одна вещь, которую современные Assassin’s Creed, похоже, не могут вернуть должным образом, — это история в настоящем времени. Assassin’s Creed Shadows проваливается в этой области. Игра служит отправной точкой для новой современной истории, но, учитывая, насколько мало внимания ей уделено, очевидно, что разработчики сосредоточились на создании исторической вымышленной истории в позднем периоде Сэнгоку. Выбор двух протагонистов останется спорным, особенно Ясукэ, который уже появлялся в других играх о позднем Сэнгоку, но никогда как настоящий самурай, а детали тут и там остаются неточными. Но в целом Ubisoft хотя бы попыталась устранить некоторые спорные моменты, например, сделав невозможным карабкаться по воротам тории, хотя это лишь одна из многих проблем в сеттинге.
Споры и геймплейные улучшения Assassin’s Creed Shadows
Стал бы традиционный японский самурай лучшим выбором? Возможно, но это потребовало бы другой истории. Ключевая часть того, что делает историю Ясукэ интересной, — это то, как он вписывается в общество, столь отличное от того, в котором он родился. Его неоднозначная историческая роль дала разработчикам больше творческой свободы для заполнения пробелов. В то же время серия Assassin’s Creed всегда допускала вольности с реальной историей. Это приводило к множеству неточностей. Как, например, исландский магический посох Вегвизир, присутствующий в Valhalla, хотя нет исторических доказательств его использования в эпоху викингов, так что Shadows в этом плане ничем не отличается.
Как и в случае с сюжетом, Assassin’s Creed Shadows не раздвигает границы формулы экшен-РПГ от третьего лица, установленные предшественниками. Игра вносит некоторые улучшения, которые усиливают впечатление. Хотя игроку всё ещё нужно исследовать огромную карту, примерно равную по размеру карте Assassin’s Creed Origins, направляясь к определённым местам для начала и завершения квестов, подход к этому слегка изменён. Чтобы начать и продолжить многие квесты, игрокам сначала нужно выяснить, куда именно идти. Игра не даёт точного местоположения сразу, а лишь несколько подсказок, оставляя игроков самостоятельно искать путь.
Система разведчиков также может использоваться для поиска в области на карте, но у разведчиков ограниченное количество использований в каждом сезоне. Их можно пополнить только за деньги, так что самостоятельный поиск чаще всего будет лучшим вариантом. И самым весёлым, ведь это делает опыт более погружающим, чем раньше. От игроков требуется смотреть на карту и заниматься более органичным исследованием в духе Zelda: Breath of the Wild и её сиквела или Elden Ring. Точно так же некоторые побочные активности игры, такие как охота на членов определённых групп, тоже требуют от игрока усилий, чтобы найти их местоположение. Это делает эти побочные занятия более увлекательными, чем большинство других в игре. Те, кто предпочитает играть в Shadows, как в любую предыдущую часть серии, могут просто пропустить всё вышеописанное и включить режим направленного исследования.
Исследование и механики Assassin’s Creed Shadows
К сожалению, полностью отключить маркеры на карте нельзя. Вы всё равно будете заранее знать общее расположение точек, включая города, вражеские крепости вроде замков, храмы, индивидуальные испытания для Наоэ и Ясукэ, места для рисования и многое другое. Подавляющее большинство этих мест необязательны для исследования. Assassin’s Creed Shadows даёт стимул это делать, связывая прогресс персонажей с системой знаний. Чтобы изучить дополнительные навыки на 12 древах умений, по 6 для каждого персонажа, игроку нужны не только очки мастерства, получаемые за повышение уровня и выполнение некоторых побочных активностей, но и очки знаний. Они открывают новые части древа умений при достижении определённых порогов. Сосредоточение на исследовании мест, встречающихся по пути к основным сюжетным целям, даёт приличное количество очков знаний. Нет необходимости исследовать каждый дюйм карты, чтобы разблокировать базовые навыки для обоих главных героев.
Когда речь заходит о разнообразии, Assassin’s Creed Shadows предлагает его в повседневном геймплее благодаря продуманному дизайну основных квестов, сосредоточенных на двух протагонистах, и техническим достижениям в дизайне открытого мира. После определённого момента в истории, совпадающего с известным событием в истории феодальной Японии, происходящим в храме Хоннодзи, игрок может свободно переключаться между Наоэ и Ясукэ и подходить к квестам двумя совершенно разными способами. Как шиноби, Наоэ невероятно проворна и обладает продвинутыми возможностями паркура, включая удобный крюк-кошку. Это позволяет ей легко оставаться незамеченной и устранять цели с изяществом. Ясукэ же полностью воплощает боевой подход, виденный в Assassin’s Creed Valhalla, обладая весьма средними навыками паркура, но богатством боевых возможностей, позволяющих ему с лёгкостью справляться с несколькими врагами одновременно, с чем Наоэ порой справляется с трудом из-за её оружия и навыков. Таким образом, каждый квест разработан так, чтобы его можно было пройти в любом стиле игры, обеспечивая беспрецедентный уровень гибкости.
Поддерживают два разных стиля игры и заметные улучшения как в механиках скрытности, так и в боевых механиках. Первая, в частности, больше всего выиграла от невероятно динамичного мира, созданного Ubisoft. Там внезапные изменения погодных условий не просто эстетичны, но и значительно влияют на геймплей. Для начала, видимость врагов сильно зависит от времени суток, но также от определённых погодных условий. Проникновение в крепость ночью под проливным дождём может быть выгодным для Наоэ, которая может использовать Орлиное зрение, чтобы точно определить местоположение врагов и пометить их на интерфейсе с помощью механики наблюдения, независимо от видимости.
Скрытность и бои
Освещение в любой области также может оказывать огромное влияние на скрытность. Выключение ламп и фонарей может быть невероятно полезным и предотвратить обнаружение врагами тени вашего персонажа. Все эти элементы дополнительно зависят от текущего времени года. Оно может давать определённые преимущества или недостатки, такие как более густая растительность для укрытия, более частые смены погодных условий и так далее. ИИ врагов также слегка улучшен. Они реагируют на звуки, включая шаги по полам, и собираются вместе, когда исследуют что-то, что привлекло их внимание. На сложности Эксперт враги ещё более внимательны. Даже крыши становятся небезопасными, требуя от игроков быть действительно осторожными при перемещении по вражеской территории. Любая ошибка приведёт к обнаружению и, возможно, к гибели. Лучшее во всех этих функциях — как они динамично взаимодействуют друг с другом, заставляя игроков адаптироваться к любой ситуации. Это поднимает типичный опыт Assassin’s Creed на неожиданно высокий уровень и делает механики скрытности Shadows одними из лучших во всей серии.
Улучшения в боевой системе чуть менее значительны, чем в скрытности. Но всё же довольно заметны, опираясь на существующую основу, чтобы предложить что-то чуть более глубокое. Оба протагониста могут выполнять лёгкие и тяжёлые комбо, мощные атаки стойки и специальные навыки, требующие адреналина, блокировать, уклоняться и парировать атаки врагов. Есть различия в том, как они это делают. Хотя Наоэ компетентна, она не так хороша в прямых столкновениях с врагами. Поэтому её оружие, включая катану, нанто и кусаригаму, не наносит столько урона, сколько мощная длинная катана Ясукэ, копьё нагината и боевая дубина канабо.
Её превосходная ловкость, однако, делает её лучше в уклонении от атак врагов. Тогда как более тяжёлый боевой стиль Ясукэ позволяет ему выдерживать несколько ударов, хотя он всё же способен отскакивать в сторону и назад, чтобы избегать атак. Разблокируя навыки на 12 древах умений и выполняя квесты спутников, можно изучить дополнительные боевые способности для всего доступного оружия. Это разные комбо, нажатия кнопок с таймингом для увеличения силы и некоторые пассивные способности. Можно получить возможность вызывать союзников сражаться рядом с Наоэ и Ясукэ и даже помогать им, когда они не обнаружены. Это вместе с множеством типов снаряжения, включая легендарные предметы высшего уровня редкости с весьма полезными перками, расширяет боевые возможности и делает опыт довольно разнообразным. Некоторые навыки также позволяют обоим персонажам использовать окружение в своих интересах, добавляя глубину впечатлениям.
Дополнительные системы и контент
Всё это не имело бы большого значения, если бы речь шла о бездумном нажатии кнопок, как в некоторых предыдущих частях серии. В Assassin’s Creed Shadows это не так. Бездумное нажатие кнопок здесь ведёт только к затянутым боям и повышенным шансам на поражение. Враги не только часто блокируют, заставляя игроков использовать более медленные атаки стойки, чтобы сломать их защиту, но и парируют и контратакуют неосторожные удары. Чтобы получить возможность для атаки, игроку нужно следить за тем, как они атакуют, отражая или блокируя их обычные белые и синие атаки и уклоняясь от красных неблокируемых атак. При правильной защите с точным таймингом враги становятся уязвимыми, позволяя игроку наносить увеличенный урон. С врагами, часто нападающими толпой и даже прерывающими свои анимации атак внезапной защитой, бои могут быть довольно напряжёнными. Отличная работа над анимациями в бою и жестокие добивания от Ясукэ также делают сражения с врагами лицом к лицу такими же интересными, как и устранение их из тени.
Ещё одна важная часть геймплея Assassin’s Creed Shadows — механика убежища. Через несколько часов игры Наоэ получит возможность начать строить укрытие для своих союзников, чтобы помочь ей. Позже Ясукэ в войне против Синбакуфу добавит разнообразные сооружения, предлагающие разные услуги, такие как кузница для улучшения снаряжения, додзё для тренировки союзников, какурэга для улучшения управления убежищами и многое другое, и вводя полезные эффекты, такие как увеличение очков опыта и тому подобное. Улучшая убежище, оно также повышает уровень и вводит другие полезные эффекты. Те, кто хочет сочетать внешний вид с функциональностью, могут свободно располагать здания как угодно, украшать их всевозможными предметами, соединять их с помощью доступных крытых коридоров энгава и так далее. Однако для всего этого игрокам потребуется использовать множество ресурсов помимо мон. Их в основном можно найти, выполняя побочный контент, такой как сезонные региональные контракты, которые часто включают кражу ресурсов или уничтожение всех врагов в случайно генерируемых лагерях противника на карте. Это ещё больше раздувает и без того переполненное богатство побочного контента.
Хотя типичная перегрузка открытого мира действительно уменьшена по сравнению с предыдущими частями, Assassin’s Creed Shadows всё ещё содержит слишком много побочных активностей. Они явно предназначены для продления игрового времени и побуждения игроков тратить деньги. В начале прохождения хочется исследовать больше и посмотреть, что скрывается за всеми вопросительными знаками на карте. Вы быстро передумаете, когда обнаружите лишь похожие лагеря врагов, дающие небольшие награды. Органичнее будет переходить от одного сюжетного квеста к другому, взаимодействуя с дополнительными системами только при крайней необходимости.
Визуальные и технические аспекты
Это заставляет больше ценить, насколько динамичным и живым является мир. Повсюду разбросаны мелкие детали, усиливающие погружение, такие как группы женщин, оплакивающих своих мёртвых, люди, говорящие о своей жизни, и так далее. В конечном счёте, дополнительный контент для тех, кто действительно хочет полностью завершить игру. Большинство игроков быстро заскучают, если попытаются пройти абсолютно всё, что видят на карте, поскольку награды не стоят усилий. К сожалению, бывают моменты, когда выполнение побочного контента практически необходимо для повышения уровня, чтобы справиться с сюжетными квестами, так что полностью избегать побочный контент почти невозможно.
Релиз Assassin’s Creed Shadows также знаменует запуск Animus Hub, проекта, ранее известного как Assassin’s Creed Infinity. Он станет точкой входа для всей серии, позволяя игрокам быстро получить доступ к любым ранее купленным играм, выполнять регулярно выпускаемые миссии для получения ключей, которые можно обменять на награды, и многое другое. Награды, предлагаемые для текущих проектов, достаточно приличные. Эти дополнительные миссии определённо стоят внимания для тех, кто полностью погружён в многочисленные механики и системы игры. Те, кто считает, что игра и без Animus Hub Projects уже достаточно раздута, скорее всего, проигнорируют их, чтобы сохранить опыт более компактным и сосредоточенным на сюжетном контенте.
Перед запуском игры несколько месяцев назад Ubisoft заявила, что Assassin’s Creed Shadows станет самой визуально продвинутой частью серии на сегодняшний день. В итоге это одна из самых визуально продвинутых игр с открытым миром на данный момент. Помимо того, что игра чрезвычайно отполирована с минимальными визуальными глюками, эта версия феодальной Японии выглядит просто потрясающе благодаря отличному использованию трассировки лучей для глобального освещения. С опцией Diffuse Everywhere и высоким качеством трассировки лучей атмосфера игры непревзойдённа в любое время суток и при любых погодных условиях. Это делает путешествие по игровому миру, окружённому густой растительностью, подъём на высокие точки обзора и созерцание одних из самых удивительных видов, виденных в играх с открытым миром, настоящим удовольствием. Трассировка лучей для глобального освещения, освещение и плотность игрового мира — лишь некоторые из выдающихся визуальных особенностей игры, поскольку эффекты частиц так же впечатляющи, как и RTGI.
Аудио и итоги
Будь то листья, уносимые ветром, проливной дождь или снежинки, эти эффекты отлично подчёркивают огромное внимание к деталям, вложенное в игру, которое порой соперничает с тем, что было в Red Dead Redemption 2. Технология рендеринга волос также является одним из главных достоинств и чем-то, что мало какая игра сделала так же хорошо, как Ubisoft в Assassin’s Creed Shadows. К сожалению, местами встречаются скованные анимации, которые кажутся неуместными в таком красиво отрисованном мире, как и некоторые посредственные анимации лиц. Некоторые же более чем в порядке. Например, боевые анимации, которые ощущаются невероятно плавно и хорошо передают как невероятную ловкость, так и огромную силу двух главных героев, а также их недостатки. Тяжёлые анимации паркура Ясукэ и неуклюжие анимации прыжка веры — отличные примеры этого.
Однако чтобы испытать Assassin’s Creed Shadows на максимуме, придётся заплатить. Только самые мощные системные конфигурации способны запускать игру на максимальных настройках, с полной трассировкой лучей и родным разрешением 4K при 60 FPS. К счастью, игра отлично масштабируется на разных системных конфигурациях, предлагая множество визуальных настроек с удобным превью, показывающим, как каждая настройка влияет на картинку. При разрешении 4K, NVIDIA DLSS Quality и Frame Generation, и настройках, показанных на скриншотах, игра работала чрезвычайно хорошо на системе (i7-13700F, RTX 4080, 32 ГБ RAM) без видимых заиканий, часто достигая 120 FPS, за исключением кат-сцен, которые, к сожалению, зафиксированы на 30 FPS для сохранения кинематографического ощущения. Встроенный бенчмарк также показал отличные результаты с разблокированной частотой кадров, достигнув среднего значения 117 FPS, 99 1% low и 93 0.1% low. Видя практически безошибочный высокий уровень технической отточенности, нет сомнений, что многолетние задержки игры были правильным решением, которое больше издателей должны учитывать для создания качественных портов на ПК.
Хотя визуальные эффекты Assassin’s Creed Shadows делают всё возможное, чтобы игроки чувствовали себя погружёнными в эту удивительную версию феодальной Японии, того же нельзя сказать обо всех аудиофункциях игры в целом. Саундтрек игры в основном нормальный, чередуя рок-ориентированные и традиционно звучащие композиции в зависимости от ситуации, но английская озвучка определённо не на высоте. Акценты повсюду, и вставка японских слов в английский сценарий порой звучит очень натянуто, разрушая погружение. К счастью, игра предлагает режим погружения, где персонажи говорят на своих родных языках, в основном японском и португальском, и здесь качество озвучки действительно высокое. Само собой, режим погружения — это лучший выбор для оптимального опыта.
Assassin’s Creed Shadows, безусловно, добротная ролевая игра с открытым миром и одна из лучших частей серии за долгое время. Она возвращает геймплей, ориентированный на скрытность, который сделал серию тем, чем она есть, и плавно сочетает его с боевым опытом, виденным в Valhalla. Хотя перегрузка контентом всё ещё раздражает, как и всегда, крепкий сюжет, увлекательный геймплей и одна из самых красивых версий феодальной Японии, когда-либо выпущенных, делают её игрой, которую стоит испытать для подавляющего большинства игроков.

Плюсы
- Крепкий сюжет и персонажи
- Хороший темп, удерживающий историю на уровне около 40 часов
- Отличная скрытность и боевая система, особенно на сложности Эксперт
- Уменьшенное число подсказок для основных и побочных квестов
- Потрясающая графика, одна из лучших в играх на сегодняшний день
- Множество разных игровых систем для большего вовлечения в мир игры…

Минусы
- …которые часто не служат никакой цели, кроме искусственного увеличения времени игры
- Даже со всеми улучшениями, это всё ещё РПГ-формула Assassin’s Creed, виденная с Origins
- Выбор протагонистов и исторические неточности могут оттолкнуть
- Посредственная английская озвучка
- Ограничение в 30 FPS для кат-сцен