Серия Little Nightmares стала неожиданным хитом, разошедшимся тиражом более 20 млн копий. Поэтому неудивительно, что издатель Bandai Namco решил продолжить франшизу, несмотря на то, что создатели серии — студия Tarsier — покинули проект. Little Nightmares III создаётся специалистами по хоррорам из Supermassive Games, которые приложили максимум усилий, чтобы воссоздать атмосферу и визуальный стиль предыдущих частей.
Удалось ли Little Nightmares III достойно продолжить серию? Или пора наконец проснуться от этого повторяющегося сна?
- Дата релиза: 10 октября 2025 года
- Платформы: ПК, Xbox One, Xbox Series X/S, PlayStation 4, PlayStation 5, Nintendo Switch, Nintendo Switch 2
- Издатель: Bandai Namco
- Разработчик: Supermassive Games
Сюжет и персонажи

Хотя серия Little Nightmares всегда придерживалась безмолвного и загадочного повествования, первые две игры предлагали больше характеров и намёков на лор, чем можно было ожидать. Supermassive частично перезапускает вселенную в Little Nightmares III, представляя двух новых загадочных героев — Лоу (Low) и Элона (Alone), а также меняет структуру повествования, делая название «Little Nightmares» куда более буквальным. Новые персонажи вполне симпатичны, но часть таинственности и атмосферы, присущей первым двум играм, здесь всё же утрачена.
В игровом плане Supermassive почти не отклоняются от чертежей Tarsier. Little Nightmares III — это 2,5D-платформер с ограниченным набором действий: игрок может прыгать, хвататься за уступы и предметы, бегать и пригибаться, чтобы пролезать в узкие проходы. Нововведение заключается в том, что каждый из героев теперь имеет свой уникальный инструмент. Лоу носит с собой лук, позволяющий стрелять по объектам издалека, а Элон использует гаечный ключ — им можно разбивать предметы и крутить механизмы.

Supermassive очень точно передали атмосферу предыдущих частей — со всеми плюсами и минусами. Движения персонажей остаются нарочито медленными и тяжёлыми, что уместно для хоррора, однако платформинг временами кажется неуклюжим и «заготовленным». Из-за фиксированных ракурсов камеры бывает сложно рассчитать прыжок, и некоторые места могут свести с ума — персонаж погибает десятки раз. К счастью, Supermassive улучшили боевую систему, которая во второй части вызывала раздражение. Хотя она всё ещё далека от идеала, наличие оружия у обоих героев заметно снижает уровень фрустрации.
Кооператив и одиночная игра

Главное новшество — онлайн-кооператив. В Little Nightmares II партнёр управлялся искусственным интеллектом, помогая проходить препятствия, и такая возможность сохранена, но теперь можно играть и вдвоём с реальным человеком. Из-за акцента на совместное прохождение появились головоломки и задачи, требующие минимальной командной координации. Это не уровень игр Hazelight, но взаимодействие с другим игроком добавляет приятного разнообразия и делает приключение живее.
К сожалению, эти моменты не столь увлекательны при одиночной игре. В начале кампании игрок выбирает, за кого играть — за Лоу или Элона, — и переключаться между ними в процессе нельзя. Во время командных испытаний вы выполняете свою часть задачи, а искусственный интеллект автоматически берёт на себя вторую. Формально это работает, но создаётся ощущение нечестности: ИИ-партнёр безошибочно завершает свою половину головоломки. Когда он не слишком «умен», происходит обратное — напарник застревает где-то позади или не может сделать элементарное действие, необходимое для продвижения вперёд. В итоге он всё же справляется, но не без раздражающих задержек и потери времени.

Supermassive могли бы сделать кооператив доступнее для большего числа игроков. В Little Nightmares III можно играть онлайн только с людьми из списка друзей — локального коопа нет, а общение с напарником сильно ограничено. Тем не менее, стоит похвалить разработчиков за реализацию «Friend Pass» в духе игр Hazelight: можно пройти игру вместе с другом, даже если у него нет собственной копии.
Геймплей и атмосфера

Помимо добавления кооператива, Little Nightmares III ощущается почти как копия своих предшественников: те же сцены, те же приёмы. Игрок вновь балансирует на шатких конструкциях, ползёт по вентиляционным шахтам и туннелям, ищет юрких гномов, таскает батареи для питания устройств, наблюдает и крадётся мимо неуклюжих монстров, а затем убегает от них в напряжённых погонях. Если вы проходили предыдущие части, то всё это вам уже знакомо. Little Nightmares III предлагает лишь пару действительно оригинальных эпизодов — и те появляются ближе к финалу. Финальная глава намекает на то, чем могла бы стать игра, но большую часть времени она просто «нормальная» — пожалуй, чуть интереснее и отполированнее, чем местами раздражающая Little Nightmares II, но редко способна удивить.
Кроме того, игра почти не пугает. Ранние части Little Nightmares были далеки от совершенства, но обладали особым шармом. Страшноватые, кукольные монстры Tarsier имели по-настоящему отвратительное, «чудовищно-кукольное» очарование. Supermassive стараются придумать собственные ужасы, но их создания часто выглядят чересчур обыденно — как просто «жуткие куклы». Визуально Little Nightmares III также уступает по атмосфере первым двум играм, а даже на PlayStation 5 производительность далека от идеала.
Заключение
Не поймите неправильно — несмотря на общий критический тон, у Little Nightmares III есть свои удачные моменты, и в компании друга играть действительно приятно. Однако игра ничем особенным не выделяется, и при её относительно коротком хронометраже в 4 часа это скорее сон, который быстро забудется после пробуждения.

Плюсы
- Кинематографичное, иногда трогательное повествование
- Впечатляющие постановочные сцены
- Местами пугающая атмосфера

Минусы
- Первая половина игры затянута
- Вторая половина вызывает раздражение
- Кооперативный режим не удался